Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А43-19754/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«04» июня 2014 года                                                  Дело № А43-19754/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено  04.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной М.Н., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Нижнего Новгорода и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2014 по делу №А43-19754/2013, приятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-закупочно-торгового предприятия «Радость», г.Нижний Новгород, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 20.08.2013 №01/225/2013-281 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Нижнего Новгорода, муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро».

В судебном заседании приняли участие представители:

от администрации города Нижнего Новгорода – Иванова А.В. по доверенности от 30.12.2013 №01-415Д сроком действия по 31.12.2014;

от общества с ограниченной ответственностью Производственно-закупочно-торгового предприятия «Радость» – Керимов Ф.И.о по доверенности от 19.05.2014 сроком действия один год.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления № 33524, № 34874), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление №34873), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-закупочно-торговое предприятие «Радость» (далее по тексту – Общество) 05.07.2013 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее по тексту – Управление) с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - крытый павильон над лестничным сходом станции метро «Парк культуры» общей площадью 165,3 кв.м, в т.ч. основной 111,8 кв.м, вспомогательной 53,5 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0040256:869, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Автозаводской район, пр-т Молодежный.

Письмом  от 20.08.2013 № 01/225/2013-281 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Не согласившись с указанными действиями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.

Решением от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация города Нижнего Новгорода ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Указывает, что объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, числятся в реестре муниципального имущества и являются муниципальной собственностью. Из представленных Обществом документов на государственную регистрацию невозможно сделать вывод о дате постройки спорного объекта, в связи с чем считает, что в данном случае подлежали применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации..

Кроме того, считает, что акт рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию павильона не может являться актом государственной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, акт государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию не был представлен на государственную регистрацию, что не подтверждает законность возведения объекта Обществом.

Управление в апелляционной жалобе ссылается неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Указывает, что распоряжение на строительство крытого павильона над сходами метро от 09.07.1993 № 1174-п было выдано Обществу главой администрации Автозаводского района, полномочий у которого на это не имелось.

Общество в отзыве на апелляционные жалобы считает решение суда законным и обоснованным.

Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает позиции администрации города Нижнего Новгорода и Управления.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон № 122-ФЗ) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В статье 20 Закона № 122-ФЗ содержится перечень оснований отказа в государственной регистрации прав.

В качестве оснований для отказа в государственной регистрации прав Управление указало на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав, а именно: акта государственной комиссии о приемки объекта в эксплуатацию; документов подтверждающих отвод земельного участка под строительство спорного здания.

Согласно действовавшему в период создания спорного объекта Закону Российской Федерации от 14.07.1992 №3295-1«Об основах градостроительства в Российской Федерации» градостроительные отношения - согласованные действия субъектов (участников, партнеров) градостроительной деятельности по созданию, развитию, реконструкции и сохранению объектов градостроительной деятельности.

В силу статьи 11 указанного Закона основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов градостроительной деятельности, являются решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно - изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодательством предусмотрено осуществление строительства объектов на предоставляемых земельных участках и на основании разрешения на строительство, выданном в установленном порядке уполномоченным органом.

Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» определены полномочия городской администрации в области использования земли, а также полномочия городской администрации в области строительства.

В соответствии со статьей 72 указанного Закона городская администрация выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов производственного назначения; назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города.

Как усматривается из материалов дела, для проведения государственной регистрации Обществом представлены следующие документы: договор от 30.12.1996, согласно которому муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» разрешает Обществу построить крытый надземный павильон над лестничным сходом станции Парк Культуры со встроенным павильоном по проекту метрополитена; акт передачи наземного крытого павильона станции Парк Культуры Нижегородского метрополитена; подрядный договор по строительству от 01.04.1994; акт приемки выполненных работ; акт рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию наземного крытого павильона от 01.02.1996; распоряжение «О строительстве крытых павильонов над сходом метро» от 09.07.1993 № 1174-к; кадастровый паспорт здания, сооружения объекта незавершенного строительства, выданный филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области.

В представленных документах отсутствовало разрешение на строительство, акт ввода объекта в эксплуатацию, а также документ, о предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции принял во внимание, что спорный объект возведён в 1994 году на собственные средства Общества, в связи с чем у него отсутствует обязанность и возможность представить акт государственной комиссии о приемки объекта в эксплуатацию, сославшись при этом на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.09.2012 №5698/2012.

Между тем, судом не учтено следующее.

Определив год постройки спорного объекта как 1994 год, суд первой инстанции исходил из договора подряда от 01.04.1994, акта приёмки выполненных работ и технического паспорта. Однако акт выполненных работ не содержит даты его составления, а технический паспорт не является ни правоустанавливающим, ни первичным бухгалтерским документов, в связи с чем указание в нём даты постройки объекта без исследования первичных документов нельзя считать достоверным. В то же время, в материалах дела имеется акт приёмки рабочей комиссии по приёмке в эксплуатацию наземного крытого павильона (совместно с торговым павильоном) над лестничным сходом №2 метро ст. «Парк Культуры», утверждённого директором Нижегородского метрополитена, согласно которому объект может быть принят в эксплуатацию с 15.02.1996, с учётом того, что фасад павильона будет переделываться во 2 квартале 1996 года, а также договор от 30.12.1996, согласно которому муниципальное предприятие «Нижегородский метрополитен» разрешает ИЧП «Радость» (правопредшественник Общества) построить крытый наземный павильон над лестничным сходом ст. Парк Культуры.

Таким образом, оснований полагать, что спорный объект возведён до 01.01.1995 не имеется, следовательно, в данном деле подлежали применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Более того, в материалах дела не имеется, и Обществом не отрицалось, что ему не выделялся земельный участок для возведения спорного объекта.

Ссылка Общества на распоряжение главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 09.07.93 №1174-р «О строительстве крытых павильонов над сходами метро», в соответствии с которым Обществу разрешено выполнение проектных и строительных работ по перекрытию схода метро с торговым павильоном на станции «Парк культуры» над конструкциями метрополитена без предоставления дополнительной городской территории, является несостоятельной.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.04.1992 №34 «Об определении полномочий администрации районов в городе в вопросах землепользования и благоустройства» определены полномочия глав администраций районов.

Согласно данному постановлению администрации города Нижнего Новгорода главам районных администраций переданы полномочия по управлению в части землепользования:

-   предоставление во временное пользование на условиях аренды (до 3-х лет по согласованию с ГлавУАГ и Горкомземом) земельных участков под объекты, не имеющие фундаментов (открытые площадки складирования, автостоянки, киоски - торговые павильоны, металлические гаражи для инвалидов и т.п.);

-   выдача разрешений на использование земельных участков гражданам под огороды (сроком на 1 год) по согласованию с Горкомземом;

-   выдача разрешений на строительство сараев, погребов и хоз. построек в жилых массивах с учетом проекта застройки;

-   размещение сезонных объектов временного характера (елки, ярмарки, торговые ряды и т.д., разворотные площадки);

-   распределение земельных участков конкретным гражданам под индивидуальное строительство жилья в пределах территории, выделенной городской администрацией на указанные цели;

-   решение вопросов по строительству объектов в пределах участков индивидуальных домовладельцев;

-      разрешение в качестве первой инстанции земельных споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых находятся в пределах района.

С учетом изложенного, распоряжение главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 09.07.93 №1174-р не является документом, свидетельствующим о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства уполномоченным органом в установленном законом порядке, поскольку данным распоряжением Обществу строительство объекта капитального строительства не разрешалось, у главы администрации района отсутствовали полномочия по выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства.

Муниципальное предприятие «Нижегородский метрополитен» также не является уполномоченным органом по выдаче разрешений на строительство и не вправе разрешать Обществу строительство и передавать в собственность крытый павильон на станции метро «Парк культуры».

Кроме того, согласно статье  2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А79-2993/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также