Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А38-3478/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

                                                                       

«19» мая 2014  года                                                Дело № А38-3478/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.05.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

Судей Урлекова В.Н., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Егоровой В.В.,

рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.02.2014 по делу №А38-3478/2013, принятое судьей Лежниным В.В.

по заявлению Комитета по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 18.06.2013 №04-13/157/1.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту – Управление) проведена камеральная проверка соблюдения Комитетом по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее по тексту – Комитет) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 29.05.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 04-13/157/1.

Усматривая в действиях Комитета состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления  18.06.2013 вынесло постановление № 04-13/157/1 о привлечении Комитета к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.

Решением от 04.02.2014  заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение  норм материального права.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Часть 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Как следует из оспариваемого постановления, Управление пришло к выводу о том, что Комитет в период с 06.12.2009 по 01.04.2013 являлся оператором по приему платежей, поскольку в силу пункта 3.4 положения в функции Комитета входит сбор и обработка платежей за коммунальные услуги и жилье от населения города Йошкар-Олы, а по договорам с поставщиками услуг Комитет осуществлял начисление платежей и сбор денежных средств за коммунальные услуги. Поэтому в силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) Комитет отнесен к организациям, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Комитет в течение длительного периода времени, а именно с 06.12.2009 по 01.04.2013, не предпринимал мер по постановке на учет в уполномоченном органе. Комитетом не проводилась сверка клиентов с перечнем террористов (процедура осуществления внутреннего контроля). Также в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в Комитете не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям.

Кроме того, в Комитете отсутствует перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ. Обучение сотрудников в форме дополнительных инструктажей не проводилось. Обучение в форме целевого инструктажа председателем Комитета, главным бухгалтером, начальником правового отдела осуществлено не было. Комитетом при принятии на обслуживание 01.09.2012 открытого акционерного общества «ТГК № 5» не проведена идентификация клиента с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Административным органом сделан вывод и о том, что в Комитете по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» отсутствует организованная система внутреннего контроля.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Комитета события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суд указал, что административный орган не доказал, что в данном случае Комитет выступал в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - не доказал факта принятия Комитетом денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя ФГУП «Почта России» или банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту – Закон № 103-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ)

В силу части 2 статьи 2 названного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статьей 2 Закона № 103-ФЗ определены следующие основные понятия:

– поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Законом, а также юридическое лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

– плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

– платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

– оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

– платежный субагент – платежный агент – юридическое лицо, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями части 9 статьи 4 Закона № 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Комитетом заключены договоры с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление-17» от 15.12.2008, с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» от 01.12.2008, с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление-16» от 15.12.2008, с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление-18» от 01.12.2008, с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление -11» от 01.12.2008, с обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление -1» от 01.12.2008, с открытым акционерным обществом «ЖЭУК «Заводская» от 30.12.2005. Согласно пункту 1 указанных договоров Комитет осуществляет начисление платежей, начиная с 01.11.2008 и с 01.12.2008 соответственно, сбор денежных средств за жилищно-коммунальные и прочие услуги, потребляемые населением, проживающим в жилищном фонде, обслуживаемом обществом, а также распределение этих средств между поставщиками услуг. Комитет проводит работу по погашению задолженности по жилищно-коммунальным и иным платежам. В соответствии с пунктами 2.1.4 и 2.1.5 договоров Комитет при выполнении предмета договора проводит сбор, обработку, расщепление и распределение платежей, перечисляет необходимую сумму исполнителю и иным поставщикам услуг.

Между Комитетом и открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания №5» 01.09.2012 заключен договор, в соответствии с пунктом 1 которого Комитет осуществляет начисление платежей, сбор денежных средств за услуги по теплоснабжению, предоставляемые обществом, перечисление обществу этих средств, а также средств, подлежащих перечислению обществу по поручению иных поставщиков услуг. Комитет проводит работу по погашению задолженности по жилищно-коммунальным и иным платежам.

По договору от 25.11.1998 № 02-98, заключенному между Комитетом и муниципальным унитарным предприятием «Водоканал», стороны достигли согласия в вопросе осуществления Комитетом сбора и распределения средств, поступающих от населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде, за воду и стоки.

Во исполнение названных обязанностей 11.01.2010 Комитетом (клиентом) с УФПС Республики Марий Эл – филиал ФГУП «Почта России» (исполнителем) заключен субагентский договор № 12.24/К/91. Согласно договору исполнитель осуществляет прием платежей за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию от населения и перечисляет их на расчетный счет клиента. В соответствии с пунктом 2.1 договора к обязанностям клиента отнесены осуществление контроля за правильностью и полнотой перечисления исполнителем принятых платежей, уведомление исполнителя о несоблюдении условий настоящего договора со стороны исполнителя в письменном виде, с указанием даты, вида нарушения, оплата исполнителю за прием платежей платы в размере 1% плюс налог на добавленную стоимость от общей суммы принятых платежей.

Таким образом, Комитет,  являясь оператором по приёму платежей, воспользовался правом, предоставленным частью  7 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ, в связи с чем вывод суда о том, что Комитет не является оператором по приёму платежей противоречит материалам дела и вышеизложенным нормам права.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулирует Федеральный

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А11-7759/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также