Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А43-17437/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

21 апреля 2014 года                                                   Дело № А43-17437/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  16.04.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   21.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.01.2014

по делу № А43-17437/2013,

принятое судьей Ивановым А.В.

по заявлению открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья» о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 19.07.2013 № 6,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья» - Попова Н.В. по доверенности от 20.12.2013,

и установил:

открытое акционерное общество «МРСК Центра и Приволжья» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент, надзорный орган) от 19.07.2013 № 6 об устранении выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.01.2014  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

По мнению Общества, субъектом, нарушившим Правила пожарной безопасности, является подрядная организация - общество с ограниченной ответственностью  «Евроинвест».

В судебном заседании представитель Общества в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.

Департамент явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

ООО «Евроинвест» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 08.07.2013 на основании распоряжения руководителя территориального органа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Балахнинского районного лесничества от 08.07.2013 № 191 должностное лицо Департамента осуществило патрулирование лесных участков в кварталах 84, 85, 86 (Дзержинский участок) и кварталах №№ 17, 20-22, 24, 27, 32, 57, 73, 94, 95, 96, 99, 100, 101, 102 Ильинского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества.

Патрулирование мест прокладки трасс линий электропередач помимо планового значения было также обусловлено поступившим ответчику уведомлением открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» от 17.04.2012  № 50-01-08/07-1450 о планируемых на 2012 года работах по очистке охранных зон трасс линий электропередач, а также уведомлением от 14.04.2013 № 50-01-08/07-1337, в которых Общество сообщало о том, что после окончания рубки планируется уборка порубочных остатков.

Результаты проверки зафиксированы в отчете о патрулировании государственного лесного инспектора Балахнинского районного лесничества от 08.07.2013.

19.07.2013 по результатам проведенного патрулирования Департамент выдал предписание № 6, согласно которому Обществу надлежало в срок до 19.08.2013 устранить выявленное нарушение пунктов 16, 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, а именно произвести опашку складированной древесины.

 Не согласившись с данным предписанием, Общество  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 45, 51, 52, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», положениями Федерального закона от 26.12.2008 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Правила пожарной безопасности в лесах» и исходил из того, что надзорный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу правил пункта 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, относится осуществление патрулирования лесов.

В пункте 3.4.1 Административного регламента Департамента лесного хозяйства Нижегородской области по исполнению государственной функции «Осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах», утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 18.01.2012  № 4, патрулирование лесов определено как действия должностных лиц Департамента и его территориальных органов по обследованию и осмотру лесных участков, направленные на обеспечение соблюдения требований лесного законодательства.

По своей организационной сути патрулирование лесов не предполагает взаимодействие лесопользователей и должностных лиц государственного лесного надзора, поэтому в отношении таких контрольных мероприятий в силу прямого указания пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения этого Закона не применяются.

24.02.2009 Правительство  Российской Федерации издало постановление № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, далее- Порядок).

В силу пункта 21 Порядка для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Пункт 22 Порядка определяет, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

В силу пункта 23 Порядка сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

В силу частей 3, 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного срочного пользования лесными участками, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

По общему правилу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» лицами, ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, являются владельцы соответствующих территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07. 2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Пункт 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации  от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила) предусматривает, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А79-7004/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также