Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А43-15143/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«26» марта 2014 года                                                      Дело № А43-15143/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Егоровой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ростелеком», г. Санкт-Петербург,

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2013 по делу №А43-15143/2013, принятое судьей Сандовой Е.М.

по заявлению открытого акционерного общества «Ростелеком» о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 05.06.2013 №65.

В судебном заседании участвуют представители:

от открытого акционерного общества «Ростелеком» – Томилина С.А. по доверенности от 05.09.2012 №72 сроком действия до 03.09.2015;

от Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области  – Садкова Л.Ю. по доверенности от 31.12.2013 №94 сроком действия три года.

Шачнев Дмитрий Юрьевич надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление №67719, заказное письмо №6723), в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании обращения Шачнева Дмитрия Юрьевича и распоряжения (приказа) от 07.05.2013 № 10-3466 Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее по тексту – Управление) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения открытым акционерным обществом «Ростелеком» (далее по тексту – Общество)  требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителя.   

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2013 №03-13/1340-1ю.

По результатам проверки составлен акт от 05.06.2013 №10-3466, на основании которого Управление  выдало Обществу предписание от 05.06.2013 № 65, в соответствии с которым Обществу надлежало в срок до 05.08.2013 применить в отношении потребителя Шачнева Д.Ю., являющегося абонентом по договору на оказание услуг связи от 15.02.2012 №5-1-11401827, тарифного плана «Домо-Минимум 1.0» действующую абонентскую плату на момент подписания указанного выше договора.

Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением от  25.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Шачнев Дмитрий Юрьевич в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 18.11.2011 № 1372н (далее по тексту - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру - принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).

В статье 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 44, 45 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

В силу пункта 1 статьи 54 Закона о связи порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 28 Закона о связи определено, что тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Отношения между абонентом и оператором связи при оказании телематических услуг связи регулируются Правилами № 575, из пункта 50 которых следует, что внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору; плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.

В силу Правил № 575 и пункта 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, к телематическим услугам связи относятся обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

Телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора (пункт 16 Правил № 575). К существенным условиям договора отнесены в том числе тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи (пункт 23 Правил № 575).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 575 тарифный план – это совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими телематическими услугами связи.

Договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой (пункт 17 Правил № 575).

Телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляются на основании договора, заключенного в письменной форме (пункт 18 Правил                 № 575).

Форма и порядок расчетов за оказанные телематические услуги связи определены в разделе 4 Правил № 575, согласно которому оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги (пункт 32 Правил № 575).

Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных устанавливается оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 33 Правил № 575).

Тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, а также стоимость неполной единицы тарификации устанавливаются оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 35 Правил № 575).

Оплата телематических услуг связи осуществляется в российских рублях в соответствии с выбранными абонентом и (или) пользователем тарифом и (или) тарифным планом для оплаты телематических услуг связи (пункт 37 Правил № 575).

При этом пунктом 26 Правил № 575 установлено, что оператор связи обязан извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через средства массовой информации и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов.

Проанализировав вышеназванные нормы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оператор связи может самостоятельно как устанавливать тарифы (тарифные планы), так и изменять их с обязательным уведомлением абонентов; в данном случае понятия «тариф» и «тарифный план» являются тождественными, при этом цена услуги является их составляющей.

В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (часть 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор на оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии является публичным договором.

Как следует из материалов дела, между Обществом (оператор) и потребителем (абонент) был заключен договор об оказании услуг связи  от 15.02.2012 № 5-1-11401827, согласно которому оператор связи оказывает абоненту телематические услуги связи (пакет услуг Интернет и IP - TV), а абонент оплачивает услуги связи в полном объеме в соответствии с действующими на момент оказания услуг прейскурантом оператора связи и в сроки, установленные настоящим договором.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что в период действия данного договора абонентом предъявлялись какие-либо претензии к оператору в части качества оказываемых услуг или взимания платы.

С 20.02.2013 Оператором была увеличена стоимость доступа к сети Интернет в ночное время (с 00.00 до 11.00).

На сайте Общества www.rt.ru в новостях за 08.02.2013 размещена информация о повышении стоимости тарифных планов на услуги доступа к сети Интернет с 20.02.2013. Сайт Общества www.rt.ru является зарегистрированным в Российской Федерации СМИ (свидетельство о регистрации № ФС77-38643).

Информация об изменении тарифных планов также была размещена оператором связи в местах обслуживания абонентов.

При этих условиях суд апелляционной инстанции  считает, что в данном случае Оператором была изменена лишь ценовая составляющая тарифного плана; параметры доступа к сети Интернет не изменились. Действующим законодательством предусмотрено право оператора на одностороннее изменение размера платы за предоставление телематических услуг связи с обязательным условием уведомления об этом абонента, что оператором в данном случае исполнено.

При этом абонент, имея возможность отказаться от данной услуги или заключить дополнительное соглашение на новый тарифный план (свобода договора),

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А79-10028/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также