Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А79-13736/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

20 марта 2014 года                                                      Дело № А79-13736/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014.

Полный текст постановления изготовлен 20.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Насоновой Н.А.,

судей                                            Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокиной С.А.,

при участии в судебном заседании:

от ответчика (заявителя) - Аликовского районного потребительского общества Чувашпотребсоюза - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дел;

от истца – казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 68354);

от ответчика - Первичной профсоюзной организации Аликовского райпо Российского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 68305),

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Аликовского районного потребительского общества Чувашпотребсоюза на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.12.2013 по делу №А79-13736/2012, принятое судьей Афанасьевым А.А.

по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1072130011821, ИНН 2130024126) к Аликовскому районному потребительскому обществу Чувашпотребсоюза (ОГРН 1022102029102, ИНН 2102000490), Первичной профсоюзной организации Аликовского райпо Российского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства (ОГРН 1022100010151) о взыскании компенсации ущерба в размере 153 629 руб. 97 коп.,

                                             У С Т А Н О В И Л :

казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики  с иском к Аликовскому районному потребительскому обществу Чувашпотребсоюза (далее - Аликовское райпо), Первичной профсоюзной организации Аликовского райпо Российского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства о взыскании в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования 153 629 руб. 97 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что 24.04.2012 в результате проведения сотрудниками КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на передвижном пункте весового контроля, располагавшемся на 162 км автодороги «Чебоксары-Сурское», установлен факт превышения общей и осевой массы транспортным средством «КАМАЗ 45282А» государственный регистрационный номер А 147 ВТ 21rus. По данному факту в присутствии водителя транспортного средства Алексеева А.И. был составлен соответствующий акт и определен размер ущерба, подлежащий возмещению в пользу истца.

Ответчик – Аликовское райпо иск не признал.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.12.2013 по делу №А79-13736/2012 исковые требования КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии удовлетворены частично: с Аликовского райпо в пользу истца взыскан ущерб в сумме 151 008 руб. 89 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Аликовское райпо, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 2, 3 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, требования истца противоречат постановлению Правительства Российской Федерации № 1079 от 22.09.1999 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах», так как осуществление весового контроля на передвижных пунктах не допускается.

Заявитель указывает, что в основу судебного решения положен акт о превышении ограничений по массе и нагрузке от 24.04.2012. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие проверить достоверность  и обоснованность предъявленного ко взысканию ущерба: не понятно каким образом определялось междуосное расстояние, не приложены распечатки показаний приборов взвешивания автомобиля, протокол весового контроля.

Также заявитель считает, что в акте должны быть указаны наименование, тип, модель, заводской номер используемого весового оборудования. В противном случае результаты взвешивания не могут быть признаны правильными и достоверными.    

Кроме того, по мнению заявителя, не нашла свое подтверждение протяженность маршрута движения, равная 136 км.

Отсутствуют доказательства того, что участники дорожного движения были проинформированы о сезонных ограничениях на дорогах.

Отсутствие факта привлечения ответчика к административной ответственности, как полагает заявитель, исключает возможность предъявления иска о взыскании ущерба, причиненного дороге.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. 

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Чувашской Республики законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашии от 16.05.2008 № 132 автомобильная дорога «Чебоксары – Сурское» является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил, пункт 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

24.04.2012 сотрудниками службы весового контроля на передвижном пункте весового контроля, располагавшемся на 162 км автодороги «Чебоксары-Сурское», выявлено превышение транспортным средством «КАМАЗ 45282А» государственный регистрационный номер А 147 ВТ 21rus, следовавшим по маршруту г.Алатырь - с.Аликово, установленных ограничений по общей массе и осевой нагрузке. Данный факт зафиксирован в акте весового контроля транспортного средства от 24.04.2012 № 5-254. Водитель Алексеев А.И. расписался в акте без возражений.

Сумма ущерба, причиненного ответчиком автомобильной дороге «Чебоксары-Сурское», составила 153 629 руб. 97 коп.

В связи с невозмещением ответчиком ущерба истец обратился в суд с настоящим иском.

Арбитражный суд Чувашской Республики, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявленные исковые требования, найдя их обоснованными.

Апелляционная инстанция с выводами суда согласна, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Чувашской Республики, осуществляет казенное учреждение «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии.

Приказом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 01.03.2012 № 04-13/62 на период со 02.04.2012 по 01.05.2012 введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси (на одиночную ось – 6 т, на двухосную тележку – 5 т, на трехосную тележку – 4 т). 

Материалы дела свидетельствуют о том, что Аликовским райпо при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены фактические полная и осевые массы транспортного средства (акт контроля весовых параметров транспортного средства № 5-254 от 24.04.2012).

Взвешивание транспортного средства ответчика произведено на автомобильных весах ВА-15С, заводской № 1812, 1813, дата поверки 21.02.2012, свидетельства о поверке № 184171, 184174 действительны до 21.02.2013.

Довод заявителя о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие достоверность результатов взвешивания, отраженных в акте № 5-254 от 24.04.2012, отклоняется. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств предусматривает составление по результатам взвешивания только акта, без каких-либо подтверждающих документов. Составление протокола весового контроля, распечатка взвешивания не предусмотрены ни одним нормативным актом, в том числе Порядком осуществления пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125.

Довод заявителя жалобы о том, что осуществление весового контроля транспортного средства на передвижном посту весового контроля произведено в нарушение законодательства и применение данного вида весового контроля незаконно, также отклоняется.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № ВАС-10547/12 от 24.08.2012 по делу со схожими обстоятельствами, Федеральный закон о безопасности дорожного движения не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из Закона не следует и то, что Правительству Российской Федерации поручалось установить, каким способом может производиться весовой контроль транспортных средств.             Вопрос о том, каким способом собственник дороги имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранения своей собственности, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1079 от 22.09.1999 (на которое ссылается ответчик), не регулируется. Указанное постановление не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля.        

Довод заявителя о том, что ему не было известно о введении временного ограничения движения транспортных средств, отклоняется. Пунктом 4 приказа Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики № 04-13/62 от 01.03.2012 на казенное учреждение «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии возложена обязанность в срок не менее чем за 30 дней до ведения соответствующих ограничений движения транспортных средств проинформировать пользователей автомобильных дорог о причинах и сроках временного ограничения движения в весенний и летний периоды через средства массовой информации.

Информация о временном ограничении движения транспортных средств со 02.04.2012 по 01.05.2012, установленном приказом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики № 04-13/62 от 01.03.2012, была опубликована в газете «Советская Чувашия» № 40 от 03.03.2012.

В жалобе ответчик утверждает, что неправильно установлена протяженность маршрута следования ответчика 136 км. Данный довод жалобы отклоняется как несостоятельный.

В соответствии с пунктом 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934, в формуле расчета использован такой показатель, как "S" - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров).

Автомобильная дорога Чебоксары - Сурское закреплена за истцом на праве оперативного управлении, ее протяженность составляет 193 км.

Указанный на основании путевого листа участок маршрута Алатырь -Аликово

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу n А11-8006/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также