Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу n А38-5348/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияг. Владимир
19 марта 2014 года Дело № А38-5348/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014. Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2014. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смирновой И.А., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.12.2013 по делу № А38-5348/2013, принятое судьей Коноваловым И.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания НАШЕ ПИВО» (ОГРН 1031201401153, ИНН 12070069888, Республика Марий Эл, пос. Медведево, ул. Чехова, д. 24А) о признании недействительным распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления от 23.10.2013 № 3747, без участия лиц, и установил: общество с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания НАШЕ ПИВО» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления (далее – Управление) от 23.10.2013 № 3747. Решением от 23.12.2013 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требование Общества. Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применении норм материального права и принять новый судебный акт. Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия, Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Марий Эл от 23.12.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения. Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 23.10.2013 руководителем Управления издано распоряжение № 3747 о проведении в период с 29.10.2013 по 12.11.2013 внеплановой выездной проверки Общества с целью проверки по истечении срока исполнения ранее выданного предписания от 26.03.2013 № 43-07/17-03/13/18/25/146-033 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в пунктах 11, 12, 13, 14, 21, 22. Посчитав указанное распоряжение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) установлено требование о проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В данном распоряжении, в частности, указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами. Должностные лица органов государственного и муниципального контроля обязаны проводить мероприятия по контролю на основании и в соответствии с вышеназванным распоряжением (статья 18 Федерального закона № 294-ФЗ). Таким образом, распоряжение (приказ) является актом властно-распорядительного характера, затрагивающим права лица, в отношении которого принято решение о проведении соответствующих мероприятий по контролю. В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки может стать соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Исчерпывающие основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним относится истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Согласно пункту 5 оспариваемого распоряжения целью проведения проверки признано истечение срока исполнения ранее выданного предписания от 26.03.2013 № 4307/17-03/13/18/25/146-033 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в пунктах 11, 12, 13, 14, 21, 22. Между тем, как установил суд первой инстанции, определением от 19.06.2013 по делу № А38-3155/2013 Арбитражный суд Республики Марий Эл на основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановил действие предписания Управления от 26.03.2013 № 43-07/1703/13/18/25/146-033. В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении судами обеспечительных мер» под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» также определено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. В силу части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. Таким образом, в период действия принятых арбитражным судом обеспечительных мер в отношении предписания от 26.03.2013 № 43-07/17-03/13/18/25/146-033 у Общества отсутствовала обязанность по его исполнению. Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем Управление издает оспариваемое распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки на предмет исполнения предписания от 26.03.2013 № 43-07/17-03/13/18/25/146-033, действие которого приостановлено судебным актом арбитражного суда. Суд установил, что обеспечительная мера, принятая определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.06.2013 по делу № А38-3155/2013, на момент издания оспариваемого распоряжения действовала, а значит, проведение внеплановой проверки исполнения Обществом предписания противоречит существу обеспечительных мер, направленных на предотвращение причинения юридическому лицу ущерба, в том числе в виде наложения административного штрафа по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этих условиях суд пришел к правильному выводу о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения распоряжения от 23.10.2013 № 3747. Доводы Управления об отсутствии нарушения прав заявителя в связи с тем, что внеплановая проверка не проводилась, судом рассмотрены и правомерно отклонены. Так, на основании журнала учета проверок юридического лица и журнала учета посетителей, представленных Обществом в материалы дела, суд установил, что в журнале учета проверок юридического лица государственным инспектором Гараевым Р.Р. сделана отметка о проведении внеплановой выездной проверки по истечении срока исполнения выданного предписания именно на основании распоряжения от 23.10.2013 № 3747; 31.10.2013 государственный инспектор Гараев Р.Р. прибыл в Общество для проведения внеплановой проверки; в тот же день директору Общества Меркушевой Ф.В. вручено уведомление № 219 о вызове на составление протокола об административном правонарушении по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой связи суд верно указал, что фактически должностное лицо Управления осуществляло проверочные мероприятия на объекте Общества без законных на то оснований. Обоснованно отклонен судом и довод Управления о том, что издание распоряжения не влечет негативных последствий для заявителя в связи с приостановлением оспариваемого распоряжения приказом Управления от 07.11.2013 № 794/П. Распоряжение от 23.10.2013 № 374 лишено юридической силы с момента его принятия, как противоречащее части 1 статьи 16 и части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Управления противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества. В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества. Оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Марий Эл не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено. С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.12.2013 по делу № А38-5348/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Смирнова
Судьи Т.А. Захарова Ю.В. Протасов Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу n А79-7692/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|