Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А11-5724/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«11» марта 2014 года                                                      Дело № А11-5724/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Егоровой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Омега», Владимирская область, г. Ковров,

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.12.2013 по делу №А11-5724/2013, принятое судьей Новиковой Л.П.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омега» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу, г. Москва,  от 03.06.2013                 №03-13/1340-2ю.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Омега», Владимирская область – Евграфова Г.А.  по доверенности от 09.01.2014 сроком действия до 31.12.2014 (оригинал том 2 л.д.16).

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление №60350), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее по тексту – Управление) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Омега» (далее по тексту – Общество) порядка представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которой установлено, что Обществом не представлены декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 года по форме, утвержденной приложениями № 5, 6, 7 8 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815.

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2013 №03-13/1340-1ю.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления вынесло постановление от 03.06.2013 №03-13/1340-2ю по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от  23.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Общество считает, что, поскольку с декабря 2012 года оно прекратило оборот продукции, подлежащей декларированию, у него отсутствует основание подавать декларации по формам Приложений №№ 5, 6, 7 и 8 к Правилам за 1 квартал 2013 года.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что  Общество обязано представлять соответствующие декларации (даже при нулевых показателях) до момента исключения сведений о видах экономической деятельности из ЕГРЮЛ.

 Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется непредставление в установленный срок (до 10.04.2013) деклараций за 1 квартал 2013 года по форме, утвержденной приложениями № 5, 6, 7, 8 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815(далее – Правила).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - Федеральный закон №171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Пунктом 1 указанных Правил определено, что настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций:

об объеме производства и оборота этилового спирта;

об объеме использования этилового спирта;

об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

об использовании производственных мощностей;

об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;

об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.

При этом согласно пункту 2 Правил установлено, что декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - декларации), представляют:

а) организации, осуществляющие:

производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата);

производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

розничную продажу алкогольной продукции;

б) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;

в) организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

г) организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

д) организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;

е) организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

ж) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков.

Из буквального толкования приведённых норм следует, что обязанность представления  деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложена на лица, осуществляющие соответствующий вид деятельности.

Таким образом, предметом доказывания по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является факт осуществления лицом, привлечённым к ответственности, деятельности, указанной в Федеральном законе №171-ФЗ и Правилах.

Пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Между тем, доказательств осуществления Обществом в 1 квартале 2013 года перечисленных в пункте 2 Правил видов деятельности в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что Общество письмом от 20.05.2013 уведомило Управление о прекращении с декабря 2012 года оборота продукции, подлежащей декларированию, тем не менее, Управление привлекло Общество к  административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав в протоколе от 28.05.2013 и оспариваемом постановлении на наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о виде деятельности Общества – оптовая торговля алкогольными напитками, включая пиво (код по ОКВЭД – 51.34.2).

Управление также в оспариваемом постановлении указало, что даже при отсутствии деятельности Общество обязано представлять декларации по формам Приложений №№ 5, 6, 7 и 8 к Правилам до момента исключения сведений о соответствующем виде экономической деятельности из ЕГРЮЛ или до момента регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Аналогичные доводы содержатся в отзывах Управления на заявление Общества и апелляционную жалобу.

Суд первой инстанции с доводами Управления согласился.

Между тем, из положений Федерального  закона №171-ФЗ и Правил не усматривается, что обязанность представления соответствующих деклараций у организаций возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о виде деятельности, указанной в пункте 2 Правил. Указанные нормативные акты связывают обязанность представлять перечисленные в Правилах декларации именно с осуществлением субъектом соответствующего вида деятельности. Правовые нормы, возлагающие на субъекты предпринимательской деятельности обязанности, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность, не подлежат расширительному толкованию, в связи с чем доводы Управления о сложностях контроля за деятельностью лиц, осуществляющих оборот алкогольной продукции, не могут быть приняты во внимание.

Следует отметить, что вид деятельности – оптовая торговля алкогольными напитками, включая пиво (код по ОКВЭД – 51.34.2) заявлен Обществом в ЕГРЮЛ как дополнительный вид деятельности. Также как дополнительный вид деятельности Обществом заявлен и такой вид деятельности  как «розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво» (код по ОКВЭД – 52.25.1), однако за непредставление деклараций по этому виду деятельности Общество к ответственности не привлекается.

С учетом изложенного, вывод Управления о наличии у Общества обязанности представить декларации за 1 квартал 2013 года по форме, утвержденной приложениями № 5, 6, 7, 8 к Правилам, и, соответственно, о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным и не соответствует материалам дела, а ссылка Управления в оспариваемом постановлении на пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, приходит к выводу о недоказанности материалами административного дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и об отсутствии у административного органа законных оснований для вынесения оспариваемого постановления.

В силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А43-23492/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также