Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А39-3484/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

                                                                       

«28» февраля 2014 года                                                Дело № А39-3484/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.02.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Егоровой В.В.,

рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия, г.Саранск,

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2013 по делу № А39-3484/2013, принятое судьей Ситниковой В.И.

по заявлению Центрального банка Российской Федерации, г. Москва, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 131 318 рублей 54 копеек.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В период с 2010 по 2012 годы Национальный банк Республики Мордовия (далее по тексту – Банк) ежеквартально в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление)  представлял расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносилась плата, в том числе и за размещение отходов в пределах установленных лимитов в размере 131318 рублей 54 копейки.

Посчитав, что сумма 131318 рублей 54 копейки платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов перечислялась ошибочно, поскольку он не является субъектом правоотношений по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, Банк 14.02.2013 обратился с заявлением в Управление о возврате излишне уплаченной суммы платы за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов в сумме 131 318 рублей 54 копейки, приложив к заявлению уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы.

Рассмотрев указанное заявление, Управление письмом от 22.04.2013 за №1383/05-03 отказало в его удовлетворении.

Не согласившись с данным отказом, Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным.

Решением от 14.11.2013 заявленное требование удовлетворено. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центрального банка Российской Федерации путем возврата излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 131318 рублей 54 копейки.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Центральный банк Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1); к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3); внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).

Во исполнение предписания пункта 3 данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что размещением отходов является хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов закон определяет содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Из вышеуказанных норм следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 №190), установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

С учетом приведенных норм, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Как следует из материалов дела, Центральный банк Российской Федерации является юридическим лицом.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 Закона № 86-ФЗ целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В статье 4 этого же Закона определены функции Банка. В частности, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Основными видами деятельности Национального банка Республики Мордовия, как структурного подразделения Банка России, являются: участие на территории Республики Мордовия в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечении устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организация валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона (статья 3 Положения Банка России от 29.07.1998 №46-П «О территориальных учреждениях Банка России»).

В процессе осуществления деятельности Национального банка Республики Мордовия образуется мусор бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий, ртутьсодержащие отходы, другие твердые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности, отработанное моторное масло.

Национальный банк Республики Мордовия и расчетно-кассовый центр Зубова Поляна самостоятельно не осуществляют размещение отходов. Отходы временно складируются на площадках, в контейнерах, обустроенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Заявителем заключены договоры со специализированными организациями на оказание комплексных услуг по организации вывоза, размещению и захоронению твердых бытовых отходов и приравненных к ним промышленных отходов.

Управление не представило суду каких-либо доказательств того, что Банк России занимался размещением отходов в том содержательно-правовом смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу  об отсутствии у Национального Банка Республики Мордовия обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.

Перечисление Национальным Банком Республики Мордовия платы за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие периоды само по себе не является доказательством осуществления им деятельности по размещению отходов в специально оборудованных местах.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.

Однако внесение этой платы было произведено Банком России в отсутствие такой обязанности, возложенной на него действующим законодательством в области охраны окружающей среды. Правовое обоснование отсутствия этой обязанности приведено выше, в связи с чем суд первой инстанции правомерно возвратил излишне уплаченные суммы.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 П О С Т А Н О В И Л :

 

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2013 по делу № А39-3484/2013 оставить без изменения.

        Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Москвичева

                                  

Судьи

А.М. Гущина

М.Б. Белышкова

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А11-12512/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также