Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А79-5607/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

12 февраля 2014  года                                                      Дело № А79-5607/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Унга» (ОГРН 1022102433044, ИНН 2116491792, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси, ул. Шоссейная, д. 15)

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.10.2013

по делу № А79-5607/2013,

принятое судьей Цветковой С.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Унга»

о признании незаконным бездействия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Унга» - Иванова Ю.М., директора, на основании протокола от 30.07.2009, Павлова О.А. по доверенности от 01.07.2013,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Унга» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее – администрация),  выразившегося в отказе от заключения договора аренды земельного участка, о признании права пользования земельным участком, об обязании администрации в двухмесячный срок подготовить и передать Обществу проект договора аренды спорного земельного участка на срок не менее пяти лет, предварительно согласовав его (в том числе с соответствующими государственными органами и муниципальными организациями) и выполнив работы по формированию спорного земельного участка с осуществлением его кадастрового учета без каких-либо дополнительных  финансовых обременений,  при этом указать цену аренды земельного участка по нормативам на момент подачи заявления 25.05.2012.

Решением от 09.10.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.10.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 02.05.2012 Общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для завершения строительства жилого дома (двух подъездов) в селе Ишлеи по ул. Спутник, дом 11, на период до ввода объекта в эксплуатацию, указав в заявлении, что по схеме планировочной организации (генплану) площадь этого участка составляет 2586,6 кв.м, в том числе основной 2291,6 кв.м,              вспомогательной - 295 кв. м, а также приложив к заявлению копии ситуационного плана, схемы планировочной организации земельного участка и ТЭП.

С аналогичными требованиями Общество обращалось к главе администрации письмами от 17.09.2012 и 21.05.2013.

В письме от 18.05.2012 № 06/06-04-06-2561 администрация сообщила заявителю, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка для завершения строительства жилого дома необходимо представить дополнительные документы, в том числе сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, выписки из ЕГРП о правах на них либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах и копии документов, удостоверяющих права, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации считаются возникшими независимо от их регистрации в ЕГРП; документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка в аренду, в том числе на особых условиях.

С письмом от 25.05.2012 № 25 Общество представило копии дополнительных документов: технического паспорта на незавершенный строительством объект, постановлений главы администрации района от 30.01.1992 № 37, от 31.12.1998 № 1275, от 30.05.2003 № 633, решения Исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР от 31.10.1990 № 219-р, распоряжения Совета министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 581-р, акта приема-передачи от 11.10.1996, расшифровка стоимости основных фондов, договора-соглашения о разграничении права собственности от 01.04.2008.

 03.07.2012 администрация отказала заявителю в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на неподтверждение права собственности на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.

Посчитав, что уклонение администрации от предоставления в аренду земельного участка для завершения строительства двух подъездов многоквартирного жилого дома не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании постановления главы администрации от 12.02.1999                  № 119 суд первой инстанции установил, что Общество является правопреемником совхоза «Унга».

Распоряжением Совета министров Чувашской АССР от 23.10.1999                № 581-р совхозу «Ишлейский» Чебоксарского района Чувашской АССР разрешено занять участок пашни площадью 1,5 га для строительства жилых домов и административного здания.

Решением Исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР от 31.10.1990 № 219-5 совхозу «Ишлейский» Чебоксарского района разрешено проектирование и строительство двух 40-квартирных домов в с. Ишлеи.

30.01.1992 главой администрации принято постановление № 37 о разрешении проектирования и строительства 120-квартирного жилого дома в с. Ишлеи с долевым участием совхозов «Унга» и «Ишлейский» и возложением функций заказчика на совхоз «Унга».

Постановлением главы администрации от 31.12.1998 № 1275 жилой дом в с. Ишлеи по ул. Спутника, 11, принят в муниципальную собственность с передачей с баланса совхоза «Унга» на баланс МУП «ДЕЗ ЖКХ».

В частности, согласно представленной расшифровке стоимости основных фондов совхоз «Унга» передал на баланс МУП «ДЕЗ ЖКХ» по акту приема-передачи от 27.11.1997 введенный в эксплуатацию 60-квартирный жилой дом.

Постановлением главы администрации от 30.05.2003 № 633 в муниципальную собственность принят безвозмездно с баланса Общества четвертый подъезд 80-квартирного жилого дома по тому же адресу 1999 года постройки.

Согласно эскизному проекту планируемый объект является двухподъездным пятиэтажным домом.

Как установлено судом первой инстанции, испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован, является смежным относительно земельного участка, на котором расположено указанное выше строение - жилой дом, и в соответствии с техническим паспортом, составленным по результатам технической инвентаризации 2006 года, занят незавершенным строительством объектом - пристроенным пятиэтажным зданием, состоящим на момент инвентаризации из железобетонных свай с монолитными и сборными ростверками. Возведение своими силами в 1993 году данного незавершенного строительством объекта заявитель обосновал копиями актов скрытых работ, технического отчета об инженерно-геологических изысканиях.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) исключительное право на выкуп или приобретение в аренду таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Суд верно указал, что к настоящему делу данные случаи не относятся.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Кодекса к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08.

Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством.

Так, статьей 42 Кодекса предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.

В настоящем случае, как установил суд, строительство объекта не велось в течение длительного времени, его основные конструктивные элементы не возведены, договор о предоставлении земельного участка заявителю не заключался.

Порядок предоставления земельного участка под строительство многоквартирных жилых домов предусмотрен специальными нормами - статьями 30, 30.1, 30.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Кодекса земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 2 статьи 30.1 Кодекса предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 статьи 38.1 Кодекса, регламентирующим порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, устанавливается, что продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

Кроме того, согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялся в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка предусмотрено соглашением, заключенным с исполнительным

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А18-03/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также