Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2008 по делу n А43-9558/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир    

11 февраля 2008 года                                           Дело №А43-9558/2007-42-339

Резолютивная часть постановления объявлена  04.02.2008

Постановление в полном объеме изготовлено   11.02.2008

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Кузнецова В.И.,   Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2007, принятое судьей Кабановым В.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» о признании незаконным бездействия Администрации            г. Нижнего Новгорода.

В судебном заседании участвуют представители :

Общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис»- Ибряев И.В. по доверенности от 13.06.2007 сроком действия 3 года; директор общества  Гусев С.В. на основании протокола от 29.04.2005 №2;

Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Администрации г. Нижний Новгород - не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - уведомления №№29312, 29313.

Выслушав представителей общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис»,    исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» (далее – Общество, ООО «ТрансСервис») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Нижнего Новгорода, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка общей площадью 0,15 га, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Гороховецкая, напротив дома №2,  для размещения временной стоянки автотранспортных средств. Одновременно заявитель  просил суд обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода предоставить земельный участок  в аренду сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2007 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ТрансСервис» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований на основании пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду пропуска Обществом  срока для обращения в суд, не рассмотрев дело по существу. Общество полагает, что им не пропущен установленный законом срок для обращения в суд.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.

Администрация г.Нижнего Новгорода явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В отзыве на апелляционную жалобу указала на необходимость отмены решения суда первой инстанции  и принятие нового судебного акта.

Представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился. В отзыве на апелляционную жалобу Общества указывает на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2004 за основным государственным регистрационным номером 1045207796424 (свидетельство серия 52 №001460886 выдано Инспекцией МНС России по Советскому району г.Нижнего Новгорода).

В соответствии с решением Комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям Администрации г. Нижнего Новгорода 24.11.2005  был организован конкурсный отбор застройщиков на земельном участке, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Гороховецкая,  напротив дома №2, для размещения временной стоянки автотранспортных средств.

Согласно выписке из протокола Комиссии по инвестиционной политики и земельным отношениям решением №419 от 24.11.2005 победителем в конкурсном отборе застройщиков в отношении указанного земельного участка признано общество с ограниченной ответственностью «ТрансСервис».

Однако до настоящего времени  Администрация г. Нижнего Новгорода не  приняла распорядительного акта о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и не заключила договор аренды, в связи с чем  Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ее бездействия.

Представитель Администрации г.Нижнего Новгорода и в суде первой, и апелляционной инстанции указывает на обоснованность требований Общества и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Привлеченный к участию в деле представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заявил о пропуске Обществом срока для обращения в суд, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался  пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указал на пропуск Обществом срока для обращения в суд при отсутствии ходатайства о его восстановлении.

Одновременно суд рассмотрел вопрос о наличии полномочий у  Администрации г.Нижнего Новгорода, чье бездействие обжалуется в судебном порядке,  с 01.01.2006 по вопросу распоряжения земельными участками , применил при разрешении спора положения Земельного кодекса Российской Федерации,   Закона Нижегородской области от 13.12.2005         № 92-ОЗ «О  регулировании земельных отношений в Нижегородской области», Постановления Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 №46 , начав, таким образом,  рассмотрение заявления Общества по существу.

При таких обстоятельствах отказ Арбитражного суда Нижегородской области  ООО «ТрансСервис» в удовлетворении заявленных требований по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нельзя признать неправомерным, поскольку фактически суд восстановил Обществу пропущенный срок.

Однако суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит оставлению без изменения,  а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения,  с учетом следующего.

Вступивший с 01.01.2006 на территории Нижегородской области  Закон Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» определяет полномочия органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в области по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Нижегородской области; полномочия органов государственной власти области по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Нижегородской области, и реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с  данным законом Правительство Нижегородской области приняло постановление от 15.02.2006 № 46 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов» (далее - Постановление), согласно которому Министерство инвестиционной политики Нижегородской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов, а также по подготовке материалов, необходимых для принятия Правительством Нижегородской области решения о целесообразности развития застроенной территории поселений Нижегородской области и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории.

Также вышеуказанным постановлением Правительства Нижегородской области   утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов.

Граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов, обращаются с заявкой установленной формы в аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области с приложением документов, определенных перечнем документов, утвержденным Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Анализ положений Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов позволяет сделать вывод о том, что Министерство инвестиционной политики Нижегородской области не только рассматривает вопрос о целесообразности осуществления инвестиционных проектов, но и осуществляет совместно с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления работы по формированию земельного участка, его межеванию, постановке на кадастровый учет, а также готовит проект распоряжения Правительства Нижегородской области о предоставлении земельного участка.

Таким образом, с 01.01.2006 полномочия Администрации г. Нижнего Новгорода по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области для строительства  прекращены  на основании пункта  10 статьи  3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и  Закона Нижегородской области от 13.12.2005  №192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области».

Орган местного самоуправления после 01.01.2006 не вправе совершать какие-либо действия по распоряжению  земельными участками в Нижегородской области, в том числе предоставлять земельные участки в аренду и заключать договоры аренды земельных участков.

Также установлено по делу , что 18.04.2006 Общество обращалось в аппарат Губернатора Нижегородской области с заявкой о предоставлении земельного участка под автомобильную стоянку.

20.03.2007 Общество получило письмо Департамента экономики, планирования, промышленности и предпринимательства Администрации     г. Нижнего Новгорода с предложением расторгнуть  ранее заключенное соглашение об участии в социально-экономическом развитии города с возвратом денежных средств, внесенных в качестве задатка для участия в конкурсном отборе застройщиков.

Однако вопрос о возврате Обществу внесенного им задатка для участия 24.11.2005 в конкурсном отборе застройщиков на земельном участке подлежит рассмотрению в ином порядке.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания бездействия органа местного самоуправления необходимо одновременное наличие двух условий -  несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав,  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Поскольку обжалуемое бездействие Администрации г. Нижнего Новгорода соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации,  Закону Нижегородской области от 13.12.2005  №192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области», Постановлению Правительства Нижегородской области  от 15.02.2006 №46 и не нарушает права  законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не создает препятствий для ее осуществления, то отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  для удовлетворения заявленных требований ООО «ТрансСервис».

Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции  с учетом внесенных изменений в мотивировочную часть судебного акта отсутствуют.

Одновременно судом  не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов., руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта.  

Апелляционная жалоба Общества признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 266 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2007 по делу № А43-9558/2007-42-339 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судьяТ.А. ЗахароваСудьиВ.И. КузнецовИ.А. Смирнова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2008 по делу n А11-5447/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также