Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 по делу n А43-14733/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                               

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                            

21 декабря  2007 года                                        Дело № А43-14733/2007-6-528

Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2007.

В полном объеме постановление изготовлено 21.12.2007.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Захаровой Т.А., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чиркиной Нины Яковлевны на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2007, принятое судьей Моисеевой И.И. по заявлению индивидуального предпринимателя Чиркиной Нины Яковлевны о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Нижегородской области от 11.05.2007 № 76.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:

индивидуальный предприниматель Чиркина Нина Яковлевна (далее по тексту – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Нижегородской области (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) от 11.05.2007 № 76 по пунктам 2.1, 2.5 акта проверки за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, а также по пунктам 2.3, 2.4 акта проверки.

Суд первой инстанции решением от 10.10.2007 частично удовлетворил заявленные требования. Решение налогового органа от 11.05.2007 признано недействительным в части начисления налога на доходы физических лиц за 2003 год в размере 402 рублей и соответствующих ему пеней, штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 504 рублей 80 копеек за 2003 год, а также штрафных санкций по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 150 рублей за 2003 год.

В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий ее требования в полном объеме.

Податель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

Заявитель считает, что налоговым органом нарушена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренная статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс), так как  ей не был вручен акт выездной налоговой проверки от 04.04.2007, в результате чего, было нарушено ее право на представление возражений и присутствие при рассмотрении материалов проверки. Кроме того, в нарушение требований статьи 101 Кодекса, решение от 11.05.2007 было вынесено по истечении десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса.

В судебное заседание предприниматель Чиркина Нина Яковлевна, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы не явилась. Факсимильным ходатайством от 13.12.2007, просит суд рассмотреть жалобу без ее участия.   

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечила, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда  - законным и обоснованным.

Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя инспекции от 28.11.2006 № 284 проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

В ходе проверки инспекцией установлен, в том числе, факт необоснованного отнесения предпринимателем к материальным затратам расходов в размере 992 520 рублей, связанных с приобретением товаров у общества с ограниченной ответственностью «Сигма-К» (г. Киров) и колхоза                        им. В.И. Ленина Шарьинского района Костромской области, поскольку данные организации не состоят на налоговом учете в налоговых органах. В результате чего налогоплательщиком занижен налог на доходы физических лиц на 145 486 рублей, и не уплачен единый социальный налог в размере 58 908 рублей.

По результатам проверки составлен акт от 04.04.2007 № 71 и вынесено решение от 11.05.2007 № 76 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

 Данным решением заявитель, в том числе, привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных предусмотренных:

- пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога на доходы физических лиц, а также единого социального налога в размере 48 126 рублей 40 копеек,

 - пунктом 1 статьи 126 Кодекса за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в размере 900 рублей,

- статьей 123 Кодекса за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов в размере 1 504 рублей 80 копеек.

Предприниматель, посчитав, что данным решением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 87, 89, 91 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункт 3 статьи 49, пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, частично удовлетворил заявленные предпринимателем требования.   

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.

В силу статьи 207 и подпункта 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им, как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса (статья 210).

В соответствии со статьей 221 Кодекса индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской, либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При этом, состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.

В силу статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из совокупного толкования приведенных норм следует, что для включения затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие факт несения им этих расходов на приобретение товаров (работ, услуг).

Как установлено судом первой инстанции и инспекцией предпринимателем в подтверждение фактически произведенных расходов на закупку и реализацию пиломатериала в налоговый орган, в том числе были представлены:

- накладная от 12.04.2005 № 14 и счет-фактура от 12.04.2005 № 14,  накладная от 21.06.2005 № 15 и счет-фактура от 21.06.2005 № 15,  накладная от 02.10.2005 № 22 и счет-фактура от 02.10.2005 № 22 по колхозу им. В.И. Ленина Шарьинского района Костромской области,

- накладная от 06.04.2005 № 10 и счет-фактура от 06.04.2005 № 10, накладная от 05.04.2005 № 8 и счет-фактура от 05.04.2005 № 8 по обществу с ограниченной ответственностью «Сигма-К» (г. Киров). 

На запрос инспекции от 05.04.2007 (л.д. 107) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области письмом от 06.04.2007 (л.д. 114) сообщила, что в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о колхозе им. В.И. Ленина Шарьинского района Костромской области, данная организация не состоит на учете в налоговом органе.

 Кроме того, на запрос инспекции от 14.03.2007 (л.д. 108) Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кирову  письмом от 13.04.2007                  (л.д. 115) также сообщила, что в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения об  обществе с ограниченной ответственностью «Сигма-К» (г. Киров).

В силу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о том, что счета-фактуры указанных предприятий содержат недостоверную информацию, и не могут являться документами, подтверждающими расходы предпринимателя на приобретение продукции у колхоза имени В.И. Ленина и общества с ограниченной ответственностью  «Сигма-К».

Не принимаются во внимание суда апелляционной инстанции доводы заявителя  о том, что налоговым органом нарушена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренная статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс), так как, по мнению предпринимателя, ей не был вручен акт выездной налоговой проверки от 04.04.2007, ввиду следующего.

В акте выездной налоговой проверки от 04.04.2007 (л.д. 44-47) имеется расписка Чиркиной Нины Яковлевны в его получении. 17.04.2007 предпринимателем в налоговый орган были представлены возражения по данному акту (л.д.38).

27.04.2007 в присутствии налогоплательщика, инспекций были рассмотрены указанные возражения, по результатам рассмотрения  которых,  составлен протокол № 99 (л.д. 39).   

Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней, со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктом 6 статьи 6.1 Кодекса срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

 Поскольку   заявителем 17.04.2007  был представлен протокол разногласий, то последним днем принятия решения по результатам рассмотрения акта и представленных возражений по  выездной  налоговой проверке, с учетом требований статьи 6.1 Кодекса, является  02.05.2007.

Оспоренное решение налогового органа датировано 11.05.2007., что свидетельствует о нарушении инспекцией срока, установленного статьей 101 Кодекса.

Вместе с тем, суд апелляционной   инстанции считает, что указанное нарушение не является существенным и не может являться основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции.

   В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 по делу n А39-1471/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также