Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2007 по делу n А38-1969/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                                        дело № А38-1969/2007-1-203

10 декабря 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2007

Постановление в полном объеме изготовлено  10.12.2007

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Урлекова В.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Марийский бензин – АЗС» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.08.2007, принятое судьей Фроловой Л.А. по заявлению Прокурора г. Йошкар-Олы о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Марийский бензин – АЗС» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - уведомление №№ 51228, 51229, 51230.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Марийский бензин - АЗС» (далее – Общество, ООО «Марийский бензин-АЗС») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.08.2007  заявление прокурора удовлетворено и общество с ограниченной ответственностью «Марийский бензин - АЗС» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с  назначением ему административное наказание в виде штрафа в сумме 40000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом,  Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд посчитал установленными обстоятельства, имеющие значение для дела, которые фактически не доказаны, также имело место неправильное применение норм материального и процессуального  права.

В судебное заседание Прокурор г.Йошкар-Олы , ООО «Марийский бензин-АЗС», Главного Управления Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права  проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что ООО «Марийский бензин-АЗС» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.05.2003, что подтверждается данными Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 22.03.2003 серии 12 № 000435572.

Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, эксплуатируя две арендуемые им автозаправочные станции, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, перекресток улиц Маши­ностроителей и Строителей, перекресток улиц Красноармейской и Машино­строителей.

В ходе проверки, проведенной 27.06.2007 заместителем прокурора г. Йошкар-Олы, установлено, что Общество не имеет лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28.06.2007 заместителем прокурора г. Йошкар-Олы с участием законного представителя Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Марийский бензин - АЗС».

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана  иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту  1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному Закону (статья 2 Федерального закона №116-ФЗ)

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595.

В соответствии с пп. «а» п. 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Материалами дела подтверждено и Обществом  не оспаривалось,  что при осуществлении предпринимательской деятельности при эксплуатации автозаправочных станций на основании договора комиссии от 05.01.2007, заключенного с ОАО «Марийский бензин»,  принимает ГСМ и осуществляет их розничную продажу. Нефтепродукты содержатся в арендуемых автозаправочных станциях, представляющих собой АЗС контейнерного типа и со­стоящие из двух секций, блока хранения и блока управления. В мае 2007  Общество также приняло от ООО «Оптан» и ООО «Марийский НПЗ» бензин А-76, АИ-92 на ответственное хранение.

Осуществляемая Обществом  деятельность по розничной продаже дизельного топлива и бензина является предпринимательской и на нее распространяется также требование пункта 3 статьи 49 Гражданского Кодекса  Российской Федерации, согласно которому право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установле­но законом или иными правовыми актами.

Таким образом, ООО «Марийский бензин - АЗС», реализующее легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, дизельное топливо), обязано иметь лицензию на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов. Наличие лицензии у собственника АЗС не освобождает ее арендатора (Общество) от необходимости получения лицензии.

Факт эксплуатации Обществом автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов подтвержден материалами дела и установлен судом первой инстанции, в связи с чем его вывод о наличии в действиях ООО «Марийский бензин- АЗС» состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  является законным и обоснованным.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 №632 в подпункт «а» пункта 1 Положения о лицензировании внесены изменения и он изложен в следующей редакции : «под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты , на которых используются ( производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы ( в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом». Изменения вступили в силу 16.10.2007.

Таким образом, автозаправочные станции, предназначенные и осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов, не являются пожароопасными производственными объектами, на эксплуатацию которых необходима лицензия.

В силу частей 1 и 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время  совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Из материалов дела не установлено, а прокурором не доказано, что эксплуатируемые Обществом объекты (АЗС контейнерного типа) предназначены для оптовой торговли горючесмазочными материалами. При этом сведения  из выписки из ЕГРЮЛ о том, что  основным видом деятельности ООО «Марийский бензин-АЗС» является оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом, дополнительными видами - оптовая торговля металлами в первичных формах, розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом, а также факт заключения договоров хранения ГСМ  не могут являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии доказательств фактического предназначения автозаправочных станций  для оптовой торговли ГСМ.

На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции постановление о назначении административного наказания в отношении Общества не исполнено.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют  правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неправильное применение норм материального права в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе прокурору г.Йошкар-Олы в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Марийский бензин-АЗС» к административной ответственности по  части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, не установлено.

Вопрос о взыскании судебных расходов не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении юридического лица к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.08.2007 по делу № А38-1969/2007-1-203  отменить.

Прокурору г.Йошкар-Олы в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Марийский бензин- АЗС» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Захарова

Судьи

В.Н. Урлеков

Т.В. Москвичева

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2007 по делу n А79-2937/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также