Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007 по делу n А79-7056/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

15 ноября  2007 года                                                       Дело № А79-7056/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2007.

Полный текст постановления изготовлен 15.11.2007.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда  Чувашской Республики от 12.09.2007, принятое судьей Николаевым Ю.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волготранссервис» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 5 по Чувашской Республике  от 21.08.2007 № 258  о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике – Борисов Д.В. по доверенности от 09.01.2007 № 02,  общества с ограниченной ответственностью «Волготранссервис» - Попова В.В. по доверенности от 09.11.2007, Брейкин А.Е. по доверенности от 09.11.2007.

Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Волготранссервис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 5 по Чувашской Республике (далее – инспекция, заявитель)  от 21.08.2007 № 258  по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), которым на общество наложено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением суда от 12.09.2007 заявленные обществом требования удовлетворены, оспоренное постановление налогового органа признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции необоснованным, принятым в результате неполного выяснения обстоятельств дела, а также с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя, в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, и инспекция правомерно привлекла юридическое лицо к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва, считают  апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, решение суда  - законным и обоснованным.

Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике 14.02.2005.

10.08.2007 инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в закусочной «Трактир 21 Регион», принадлежащей обществу, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район,     дер. Б. Карачуры, автодорога «Волга» трасса М-7, 647 км.

В ходе проверки установлено, что покупателю была реализована водка «Государева гора» емкостью 0,5 л., крепостью 40 процентов, с датой розлива 06.07.2007, производство - Россия, федеральная специальная марка                        006 584949891, по цене 100 рублей. Таким образом, установлена реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях.

Факт реализации указанного товара обществом не оспаривается.

В ходе обследования закусочной «Трактир 21 Регион» было установлено, что общая площадь помещения для обслуживания (в летний период) составляет 114, 7 кв. м.,  расстояние от автозаправочной станции № 138, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл»,  до здания закусочной «Трактир 21 Регион», принадлежащий  заявителю, составило 34 метра.

По результатам проверки составлен акт от 10.08.2007, и протокол об административном правонарушении от 14.08.2007 № 000053.

21.08.2007 руководителем инспекции вынесено постановление № 258 по делу об административном правонарушении, общество  привлечено  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Посчитав не правомерным привлечение к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса, удовлетворил требование общества,  признал незаконным и отменил постановление инспекции от 21.08.2007 № 258. При этом суд исходил из отсутствия нормативного правового или иного акта органа местного самоуправления  об отнесении спорной территории, на которой расположена закусочная «Трактир 21 Регион»,  к прилегающей территории автозаправочной станции № 138 общества с ограниченной ответственностью «Лукойл».

Первый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежащим отмене с учетом следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005), и пунктом 136 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Из смысла данной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.

В статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).

В силу подпункта «в» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.

Из совокупного толкования приведенных норм следует, что автозаправочные станции относятся к источникам повышенной опасности.

В упомянутой ранее статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что прилегающие к местам нахождения источников повышенной опасности территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 № 85 «О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции» (в редакции Постановлений  Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.08.2005 № 219, от 05.04.2006         № 76, от 24.11.2006 № 297) утвержден Порядок установления прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Согласно пункту 4 данного постановления, при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, смешанным рынкам, автозаправочным станциям), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, необходимо учитывать удаленность объекта: от границ земельных участков мест массового скопления граждан (в том числе мест проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий) и нахождения источников повышенной опасности (в том числе вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, смешанных рынков, автозаправочных станций) согласно генеральным планам поселений и городских округов в радиусе не менее 100 метров.

В соответствии с лицензией от 28.12.2004 № 168, выданной обществу Администрацией Чебоксарского района,  обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Кроме того, подпунктом 3.2                        пункта 3 Устава общества предусмотрено осуществление деятельности, связанной с розничной торговлей в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия.

Вместе с тем, на момент выдачи обществу указанной лицензии, в качестве обязательного условия ее получения не предусматривалось соблюдение ограничений, установленных   Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.08.2005 № 219.

Материалы дела, а именно   акт проверки от 10.08.2007 (л.д. 23), определение от 10.08.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 14),  протокол от 14.08.2007 № 00053 об административном правонарушении                 (л.д. 13), постановление от 21.08.2007 № 258 по делу об административном правонарушении (л.д. 10-11) свидетельствуют о том, что инспекцией осуществлялся замер расстояния от закусочной до автозаправочной станции в присутствии инженера камерального отдела общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Румб» Матвеевой Дины Саматовны.

Произведенным замером установлено, что расстояние от автозаправочной станции № 138, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл»,  до здания закусочной «Трактир 21 Регион», принадлежащий  заявителю, составило 34 метра, что не оспаривается  обществом.

При установленном Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  ограничении предельного расстояния ( 100 метров)   от границ земельного участка АЗС № 138  до закусочной «Трактир 21 Регион», даже при отсутствии установленных нормативными актами органов местного самоуправления  границ земельного участка автозаправочной станции, обществом указанное требование не соблюдено.

В связи с изложенным, вывод налогового органа о  нарушении обществом статьи 16 Федерального закона от 22.11.1996 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 правомерен и подтвержден материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Инспекцией соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности - протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества- директора Капитоновой М.Е. ею даны письменные объяснения, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса права и обязанности ей разъяснены; о месте и времени рассмотрения административного дела законный представитель заявителя был извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его присутствии, копия постановления вручена ему в день вынесения.

Административное наказание обществу назначено в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом, инспекцией учитывались  обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств,  давность  привлечения к административной ответственности. Размер штрафа инспекцией применен в пределах, предусмотренных   частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах неправомерным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики  об отсутствии в действиях общества признаков состава

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007 по делу n А79-2797/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также