Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу n А43-28295/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

                                                           

09 декабря 2009 года                                                      Дело № А43-28295/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 09.12.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинский экспресс-52»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2009

по делу № А43-28295/2009,

принятое судьей Садовской Г.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медицинский экспресс-52»

о признании частично незаконными решений, принятых приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 22.07.2009                     № 794,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Медицинский экспресс-52» - Колпакова С.А. по доверенности от 01.10.2009 № 8, Коновальчука А.Н. по доверенности от 25.05.2009 № 1, Плескачева А.С. по доверенности от 01.12.2009 № 13;

от Министерства здравоохранения Нижегородской области – Ильина М.В. по доверенности от 02.12.2009 № 315-07-01-11/48, Хлапова А.Л. по доверенности от 22.01.2009 № 315-02-01-11/13,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Медицинский                   экспресс-52» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений, принятых приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) от 22.07.2009 № 794, об отказе Обществу в осуществлении работ (услуг) по амбулаторной поликлинической медицинской помощи, в том числе по психиатрии, психиатрии-наркологии, экспертизе на право владения оружием, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и включить в приложение к лицензии № Л-5201-000788, выданной Обществу, работы (услуги) при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии, экспертизе на право владения оружием.

Решением от 14.10.2009 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требований, придя к выводу о правомерности оспариваемых решений Министерства.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Подробно доводы Общества изложены в жалобе.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.07.2009 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему лицензии на медицинскую деятельность, в том числе по виду работ (услуг) «психиатрия», «психиатрия-наркология», «экспертиза на право владения оружием».

По результатам проведения Комиссией по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности Министерства в период с 10.07.2009 по 21.07.2009 проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности Министерством 22.07.2009 издан приказ № 794, в котором отражены принятые им решения: о предоставлении Обществу лицензии ЛО-52-01-000788 на осуществление медицинской деятельности по адресу места осуществления деятельности: 603001,                       г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, д. 2, помещения №№ 2-12, 15, 16, 18-21, на срок до 22.07.2014; об отказе Обществу в осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии и по экспертизе на право владения оружием.

Общество не согласилось с принятыми решениями Министерства в части отказа в осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии и психиатрии-наркологии, экспертизе на право владения оружием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001               № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность, в том числе оказание услуг по психиатрии, психиатрии-наркологии, экспертизе на право владения оружием подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предусмотрен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.

В соответствии с пунктом 2 данного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, и деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который в силу пункта 1 его статьи 3 распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 16 указанного Закона определено, что организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу указанных норм психиатрическая специализированная медицинская помощь может быть организована в учреждениях здравоохранения, в частности, в поликлиниках, больницах, диспансерах и т.д.

В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия осуществляется в лечебно - профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования). В освидетельствовании принимают участие врач – терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе. Заключение специалистов утверждается клинико - экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.

Следовательно, услуги по психиатрии, психиатрии-наркологии (как производные от услуг по психиатрии), а также проведение экспертизы на право владения оружием могут осуществлять только те юридические лица, которые созданы в форме учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Поскольку заявитель имеет организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью, он не может осуществлять услуги по психиатрии, психиатрии-наркологии, а также проведение экспертизы на право владения оружием.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Министерства в осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии и по экспертизе на право владения оружием не противоречит вышеназванным правовым нормам.

Довод Общества о том, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 № ГКПИ09-652 абзац второй пункта 2 и первое предложение абзаца третьего пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» признаны недействующими, во внимание не принимается, поскольку указанное решение вступило в законную силу 31.07.2009, то есть после принятия Министерством оспариваемых решений.

Кроме того, факт признания недействующими указанных положений приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 № 344 не изменяет самого подхода к решению рассматриваемого вопроса.

Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный  суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2009 по делу № А43-28295/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинский Экспресс-52» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Смирнова

 

Судьи

Ю.В. Протасов

Т.А. Захарова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу n А79-5599/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также