Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n А79-2059/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

 24 июля  2007 года                                 Дело № А79-2059/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  17 июля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2007 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Бухтояровой Л.В.

судей  Большаковой О.А., Насоновой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исаковой Ю.А., 

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы  России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.03.2007 по делу № А79-2059/2007, принятое судьей Николаевым Ю.П.., по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары о признании общества с ограниченной ответственностью «Колор» несостоятельным (банкротом) по признакам отсутствующего должника.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ИФНС по г.Чебоксары  – не явился, извещен (уведомление №33305);

от ООО «Колор» – не явился, извещен (уведомление №33304).

        

Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары (далее – уполномоченный орган, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области на основании статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Колор» (далее – ООО «Колор», общество) несостоятельным (банкротом) по признакам отсутствующего должника.

В обоснование своего требования уполномоченный орган указал на наличие у общества задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 16.03.2007 в общей сумме 44346 руб. 68 коп. Также уполномоченный орган сослался на наличие у общества с ограниченной ответственностью «Колор» признаков отсутствующего должника, установленных Законом о банкротстве.

Определением от 22.03.2007 по делу № А79-2059/2007 заявление в порядке пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвращено заявителю.

Не согласившись с принятым определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой от 11.04.2007 № 11-34/17719 и дополнением к ней от 27.04.2007 № 11-34/21610, в которых просит отменить судебный акт, поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Основанием для отмены судебного акта заявитель считает ошибочное применение статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Уполномоченный орган указывает, что решение об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица может быть принято лишь при наличии в регистрирующем налоговом органе документов, подтверждающих отсутствие у такого юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты. В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью «Колор» имеет задолженность перед бюджетом, уполномоченный орган не вправе применять процедуру исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ссылаясь на  Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  заявитель указывает, что регистрирующим огранном  принято решение о невозможности исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность из Единого государственного реестра юридических лиц   в связи с наличием сведений о кредиторе – Российской Федерации,  чьи права и законные интересы затрагиваются.

Налоговый орган указал, что  при вынесении обжалуемого судебного акта суд неправильно применил нормы пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для возврата судом заявления, ни одно из которых не является основанием для возврата заявления инспекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о регистрации заявление возвращается арбитражным судом применительно у пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. На дату обращения в арбитражный суд уполномоченным органом такого решения не принято.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев заявление уполномоченного органа о признании общества с ограниченной ответственностью «Колор» несостоятельным (банкротом), проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта  исходя из следующего.

Суд, возвращая заявление уполномоченного органа, исходил из того, что при наличии признаков недействующего юридического лица, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», возможно исключение общества с ограниченной ответственностью «Колор»  из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

После принятия Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа.

В частности, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введенной Федеральным законом  от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и  в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации», фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

При этом применение административной процедуры ликвидации не поставлено законодателем в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

Как видно из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Колор» последний бухгалтерский баланс  представляется  в 2000 году,   денежные средства  на расчетном счете должника отсутствуют,  движение по счету в банке не проводится более 12  месяцев, предприятие не способно рассчитаться с бюджетом ни за счет имущества, ни за счет доходов от предпринимательской деятельности, которая прекращена.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество с ограниченной ответственностью «Колор» отвечает признакам недействующего юридического лица и, что уполномоченный орган не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов и задолженности в бюджет. Поэтому суд первой инстанции правомерно возвратил заявление уполномоченного органа в порядке пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Не может быть принят во внимание довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты организация не может быть исключена из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, а должна быть ликвидирована в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с пунктами 4, 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц» сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Уполномоченный орган обязан представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Подтвердить, что сумма расходов по делу о банкротстве не превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и имеется возможность ее возмещения за счет имущества должника.

Уполномоченным органом не представлено доказательств невозможности исключения общества с ограниченной ответственностью «Колор» из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке и доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могли быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично могла быть погашена задолженность по обязательным платежам. Напротив, в своем исковом заявлении уполномоченный орган указывает, что предприятие не способно рассчитаться с бюджетом за счет своего имущества.

Довод уполномоченного органа о том, что суд первой инстанции необоснованно руководствуется постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67, который налагает на заявителя жалобы дополнительные обязанности по представлению доказательств вероятности обнаружения имущества должника, отклоняется судом апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 11, 12 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно пункту 2 статьи 13 указанного выше Федерального конституционного закона по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, разъяснения, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.12.2006 № 67, являются обязательными для всех арбитражных судов Российской Федерации.

Обязанность по представлению доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также погашена задолженность по обязательным платежам на уполномоченный орган налагаются не указанным выше постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67, как считает уполномоченный орган, а следует из смысла статьи 39 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Довод инспекции о нарушении судом первой инстанции пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, исходя из следующего.

Возврат искового заявления (заявления) предусмотрен статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 части 1 которой заявление возвращается в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая то, что законодательством предусмотрен внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, суд правильно возвратил заявление уполномоченного органа. Довод заявителя о неприменении судом части 1 статьи 44 Закона о банкротстве является необоснованным, поскольку данной нормой регулируется возврат заявления в случае несоответствия его статьям 37 - 41 указанного Федерального закона.

На основании изложенного суд при возврате заявления сделал правомерный вывод о том, что общество отвечает признакам недействующего юридического лица и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц без решения суда.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции, поскольку инспекция  не обосновала нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права при возвращении судом заявления о признании общества несостоятельным (банкротом), а также нарушение своих законных прав и интересов принятием обжалуемого судебного акта.

        Таким образом, Арбитражным судом Нижегородской области нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                   П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.03.2007 по делу № А79-2059/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России  по городу Чебоксары -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с момента принятия.

Председательствующий судья                                                       Л.В.Бухтоярова      

Судьи                                                                                              О.А.Большакова

                                                                                                Н.А.Насонова

    

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n А79-584/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также