Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2009 по делу n А43-13897/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                        

«31»  августа  2009 года                                              Дело № А43-13897/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 31.08.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального  управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу  на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2009 по делу № А43-13897/2009, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭПС» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального  управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 08.04.2009 № 04-09/102 о привлечении к административной ответственности.

        

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрегиональным  управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту – Управление) была проведена проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью  «ЭПС» (далее по тексту – Общество) по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам проверки составлен акт от 25.03.2009 № 34.

Управление 26.03.2009 в присутствии законного представителя Общества составило протокол об административном правонарушении № 04-09/121, на основании которого заместитель руководителя Управления 08.04.2009 вынес постановление № 04-09/102 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Общество не согласилось с постановлением Управления от 08.04.2009 № 04-09/102 и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным.

Решением от 06.07.2009 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Управление считает, что спорное постановление было вынесено в пределах срока давности.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля.

Согласно статье 5, пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», предусмотрено, что правила утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае его отсутствия – в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций (Положение), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Положения организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

В соответствии с пунктом 3 Положения постановка организаций на учет осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, для вновь созданных организаций – в течение 30 дней с даты государственной регистрации организации.

Из материалов дела следует, что государственная регистрация Общества осуществлена Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Н.Новгорода 16.07.2007. Следовательно, Общество обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля и встать на учет в Управлении не позднее 16.08.2007.

На момент проведения проверочных мероприятий правила внутреннего контроля в Обществе разработаны не были, на учете в Управлении организация не состоит. Должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначено приказом №4 от 24.07.2007.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вменяемое Обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля, то есть 16.08.2007. Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за данное правонарушение принято 08.04.2009.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал срока давности привлечения Общества к административной ответственности пропущенным, в связи с чем правомерно признал оспариваемое постановление Управления незаконным.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к установлению фактических обстоятельств, не отражённых в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2009 по делу № А43-13897/2009 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрегионального  управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.Москвичева

 

Судьи

 А.М.Гущина

М.Б. Белышкова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2009 по делу n А39-667/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также