Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу n А11-2259/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 26 августа 2009 года Дело № А11-2259/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 26.08.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2009 по делу № А11-2259/2009, принятое судьей Давыдовой Л.М. по заявлению открытого акционерного общества «Промышленный железнодорожный транспорт «Владимир» о признании незаконными действий администрации г. Владимира в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира, выразившихся в отказе в согласовании границ земельного участка, при участии: от открытого акционерного общества «Промышленный железнодорожный транспорт «Владимир» - Терентьевой И.Н. по доверенности от 01.04.2009 № 01-01-262; от администрации г. Владимира Шабардиной Е.Ю. по доверенности от 25.12.2008 № 01-01-08/8640; от Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира не явились (уведомление № 03105); от муниципального унитарного предприятия «Центр геодезии» - не явились (уведомление № 03107), и установил: открытое акционерное общество «Промышленный железнодорожный транспорт «Владимир» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации г. Владимира (далее - администрация) в лице Управления земельными ресурсами г. Владимира (далее - Управление), выразившихся в отказе в согласовании границ земельного участка площадью 46 839 кв. м с кадастровым номером 33:22:00000:121, оформленном письмом от 03.02.2009 № 76-01-01/476. Решением от 26.06.2009 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении требований. Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и уточнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Управление и муниципальное унитарное предприятие «Центр геодезии» (далее МУП «Центр геодезии»), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Обществу на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 4,55 га с назначением использования железнодорожные пути (свидетельство от 24.12.1992 № ВЛ-18319-ю). С целью постановки земельного участка на кадастровый учет и реализации права на получение его в аренду Общество (заказчик) 23.07.2008 заключило с МУП «Центр геодезии» (исполнитель) договор № 326/08 на выполнение работ по составлению проекта границ, оформлению землеустроительного дела и описанию границ данного земельного участка. В декабре 2008 года на основании заявления Общества Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области указанный земельный участок учтен в кадастровом реестре с кадастровым номером 33:22:00000:121 без установления границ. В рамках исполнения договора от 23.07.2008 № 326/08 МУП «Центр геодезии» 14.01.2009 обратился в Управление с письмом о согласовании границ земельного участка, занятого железнодорожными путями. Письмом от 03.02.2009 № 76-01-01/476 Управление сообщило, что железнодорожные пути проходят по земельным участкам общего пользования, занятым улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами и в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Управление также указало, что те части земельного участка, которые проходят по указанным землям, должны рассматриваться как сервитут; под остальными железнодорожными путями, проходящими по землям, не закрепленным за конкретными лицами, формируются земельные участки для их содержания. Посчитав, что данное письмо содержит отказ в согласовании границ земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для приобретения прав на земельный участок заинтересованные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта. Пунктом 7 статьи 36 Кодекса установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Пунктом 1 статьи 68 Кодекса предусмотрено, что землеустройство включает в себя в том числе мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (пункт 1 статьи 69 Кодекса). Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), в соответствии с частью 1 которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами (заинтересованными лицами), указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета соответствующего заявления. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 2 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ). Согласно части 3 указанной нормы согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или в муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения: постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). В силу пункта 12 статьи 85 Кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Как определено в статье 64 Кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ). Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок занят железнодорожными путями и входит в состав земель, находящихся в государственной собственности. Из письма Управления от 03.02.2009 № 76-01-01/476 следует, что железнодорожные пути проходят по территории земель общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Кодекса не могут являться объектом приватизации. При этом Управление указало, что те части земельного участка, которые проходят по указанным землям, должны рассматриваться как сервитут; под остальными железнодорожными путями, проходящими по землям, не закрепленным за конкретными лицами, формируются земельные участки для их содержания. В судебном заседании представитель администрации пояснил, что в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства возможным вариантом для согласования границ земельного участка являлось бы формирование нескольких земельных участков, в границах которых проходят железнодорожные пути Общества. Указанные земельные участки впоследствии могут быть предоставлены либо на праве аренды с ограничением по их использованию, либо на праве частного сервитута. Учитывая, что пункт 12 статьи 85 Кодекса содержит прямой запрет на приватизацию земель общего пользования, суд апелляционной инстанции находит обоснованной названную позицию администрации. Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования Общества фактически сводятся к понуждению администрации в лице Управления судебным актом согласовать границы земельного участка, тогда как в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу n А43-4444/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|