Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А79-1589/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

14 августа 2009 года                                                         Дело № А79-1589/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2009

по делу № А79-1589/2009,

принятое судьей Афанасьевым А.А.

по заявлению арбитражного управляющего Федотова Сергея Александровича

о признании незаконным  бездействия Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики по исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 № 102351, выданного на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.11.2006 по делу № А79-4454/2005, выразившегося в неуведомлении о неисполнении администрацией Аликовского района Чувашской Республики исполнительного листа от 12.12.2006 № 102351 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на всех лицевых счетах администрации Аликовского района Чувашской Республики, и об обязании Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики приостановить операции на всех лицевых счетах администрации Аликовского района Чувашской Республики, кроме операций по полному исполнению исполнительного листа от 12.12.2006           № 102351,

без участия лиц,

и установил:

арбитражный управляющий Федотов Сергей Александрович (далее –              заявитель, арбитражный управляющий, Федотов С.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным  бездействия Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики (далее - Финансовый отдел) по исполнению исполнительного листа от 12.12.2006         № 102351, выданного на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.11.2006 по делу № А79-4454/2005, выразившегося в неуведомлении о неисполнении администрацией Аликовского района Чувашской Республики (далее – администрация) исполнительного листа от 12.12.2006 № 102351 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на всех лицевых счетах администрации, и об обязании Финансового отдела приостановить операции на всех лицевых счетах администрации, кроме операций по полному исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 № 102351.

Решением от 02.06.2009 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

Финансовый отдел не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Финансовый отдел как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника не наделен правом приостанавливать все осуществляемые на лицевых счетах должника операции, действия по приостановлению операций по лицевым счетам администрации ущемляют права и законные интересы не только администрации, но и подведомственных главному распорядителю получателей средств - бюджетных учреждений.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Финансовый отдел заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.08.2009 объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 10.08.2009.

Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Чувашской 02.11.2006 по делу № А79-4454/2005 с администрации в пользу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Аликовскагропромснаб» Федотова С.А. взыскано 176 058 руб. 35 коп., 12.12.2006 взыскателю выдан исполнительный лист № 102351.

Определение от 02.11.2006 и исполнительный лист от 12.12.2006                   № 102351 были направлены Федотовым С.А. в Финансовый отдел письмом от 19.09.2008 № 91.

В связи с длительным бездействием Финансового отдела по исполнению указанного исполнительного документа Федотов С.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФЗК «О судебной системе Российской Федерации» и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусмотрено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

На основании частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

Суд установил, что в соответствии с пунктом 3.1.31 Положения о Финансовом отделе, утвержденного решением Собрания депутатов Аликовского района от 15.11.2005 (протокол № 2), Финансовый отдел осуществляет исполнение судебных актов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета на основании исполнительных листов судебных органов.

Следовательно, именно на Финансовый отдел возложена обязанность по исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности с администрации.

Предъявленный к исполнению исполнительный лист от 12.12.2006             № 102351 не был возвращен Федотову С.А. в установленный Бюджетным кодексом срок, то есть принят Финансовым отделом к исполнению.

При этом по истечении длительного времени Финансовый отдел не исполнил в полном объеме в трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах администрации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-п взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Бюджетным кодексом предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод иных лиц.

В силу положений пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Финансовый отдел в рамках настоящего дела должен доказать, что предпринял все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Вместе с тем Финансовый отдел такие доказательства суду не представил.

Поскольку указанный орган не выполнил возложенную на него обязанность по исполнению определения арбитражного суда в трехмесячный срок, его бездействие противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и является незаконным.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.

Доводы Финансового отдела, изложенные в апелляционной жалобе, во внимание

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А43-234/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также