Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу n А43-1441/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                       

17 июля 2009 года                                                           Дело № А43-1441/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  15.07.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено   17.07.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нижегородский завод «Эталон»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009

по делу № А43-1441/2009,

принятое судьей Соколициной В.П. по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородский завод «Эталон» о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок

при участии в  судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Нижегородский завод «Эталон» – Толченковой Е.И. по доверенности от 19.01.2009 № 01 сроком действия до 31.12.2009.

Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области – Григорьевой Н.В. по доверенности от 18.11.2008 № 273 сроком действия до 31.12.2009,

установил:

открытое акционерное общество «Нижегородский завод «Эталон» (далее – Общество, ОАО «Эталон») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, изложенных в сообщениии от 29.12.2008 № 01/791/2008-151 об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070062:143, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район,                        ул. Ошарская, д. 67, а также в сообщении от 29.12.2008 № 01/791/2008-152 об отказе в государственной регистрации права Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070062:144, расположенный по адресу:                        г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 67.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от  29.01.2009 требование Общества о признании незаконным изложенного в сообщении Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 29.12.2008 № 01/791/2008-151 решения об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070062:143, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 67, выделено в отдельное производство с присвоением ему номера А43-1441/2009.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

По мнению Общества, в данном случае подлежит применению правило о проведении государственной регистрации права на основании заявления правообладателя, поскольку право собственности на спорный земельный участок возникло у Общества в результате преобразования государственного предприятия, что представляет собой одностороннюю сделку по приватизации имущества и заканчивается государственной регистрацией вновь созданного юридического лица; результатом данной сделки стало издание Территориальным управлением по Нижегородской области Министерства имущественных отношений  распоряжения от 04.03.2004 № 88 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия  «Нижегородский завод «Эталон», приватизированное имущество передано на основании передаточного акта от 27.04.2004.

Как считает заявитель апелляционной жалобы, возможность Общества представить в регистрирующий орган заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не свидетельствует о законности требования Управления в представлении такого заявления.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 1155-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Нижегородский завод «Эталон» включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планировалось приватизировать в 2003 году.

Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) и названным распоряжением, Территориальное управление по Нижегородской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации 04.03.2004 приняло распоряжение № 88 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Нижегородский завод «Эталон», в соответствии с которым решено приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие путем преобразования его в открытое акционерное общество, а также утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.

Согласно приложению № 1 к названному распоряжению в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия указаны здание склада, здание гаража и земельный участок площадью                0,0173 га стоимостью 22,2 тыс. руб.

27.04.2004 произведена передача имущества и имущественных прав, в том числе и спорного земельного участка, от Федерального государственного унитарного предприятия «Нижегородский завод «Эталон» его правопреемнику – Обществу, о чем составлен передаточный акт.

Устав Общества зарегистрирован 04.03.2004.

Свидетельством от 26.04.2004 серии 52 № 001461724 подтверждается государственная регистрация Общества за основным государственным регистрационным номером 1045207803618.

07.08.2008 произведена государственная регистрация права собственности Общества на здание склада общей площадью 53,5 кв.м, литер К и гаража общей площадью 61,70 кв.м по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ошарская, д.67, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи регистрации                         № 52-52-01/111/2008-024, № 52-52-01/111/2008-025, Обществу выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 52-АВ № 505911 и серии 52-АВ № 505912.

23.09.2008 Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области изготовлен кадастровый паспорт земельного участка № 18-2/08-16769, в соответствии с которым площадь земельного участка под здания склада и гаража для служебного транспорта с прилегающей территорией составляет 173±3 кв.м, земельному участку присвоен кадастровый номер 52:18:0070062:143.

30.10.2008 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный  земельный участок.

На основании пункта 1 статьи 19 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав) Управление 28.11.2008 приостановило регистрацию права собственности на спорный земельный участок по причине отсутствия заявления второй стороны по сделке о переходе права собственности и предложило Обществу устранить причины, препятствующие государственной регистрации.

В связи с неустранением причин, послуживших основанием приостановления государственной регистрации прав, Обществу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00700062:143 со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20, пункт 2 статьи 19, пункт 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав. Отказ в государственной регистрации прав Управление выразило в сообщении от 29.12.2008 № 01/791/2008-151.

Посчитав, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002                         № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В силу статьи 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Порядок проведения приватизации установлен названным Законом.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте (пункт 1 статьи 11 Закона о приватизации).

Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

При государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных заявителем документов (пункт 1 статьи 13 и абзац 10 пункта 1 статьи 17 Закона).

Частью 1 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу n А43-30910/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также