Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А35-1283/08-С11. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда полностью и принять новый с/а

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

11 февраля 2009 года                                                       Дело № А35-1283/08-с11

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 11.02.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                         Маховой Е.В.,

судей                                                                                           Мокроусовой Л.М.,

                                                                                                     Андреещевой Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Медковой Е.А.,

при участии:

от Министерства финансов РФ, ОГУП «Курскоблжилкомхоз», Комитета финансов Курской области, Комитета социального обеспечения Курской области, ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» представители не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 23.10.2008 г. по делу № А35-1283/08-с11 (судья Гринева А.В.) по иску областного государственного унитарного предприятия «Курскоблжилкомхоз» к Курской области в лице Комитета финансов Курской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц: Государственного учреждения социального обслуживания населения «Курский областной социальный приют для детей и подростков», Комитета социального обеспечения Курской области, о взыскании убытков по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг,

 

 

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное унитарное предприятие «Курскоблжилкомхоз» (далее – ОГУП «Курскоблжилкомхоз») обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице Комитета финансов Курской области (далее – Комитет финансов Курской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ) о взыскании убытков по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 26 151 рубль 04 копейки (с учетом принятых уточнений).

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.10.2008 г. с Министерства финансов РФ в пользу ОГУП «Курскоблжилкомхоз» взыскано 21 489 рублей 40 копеек. В иске к Комитету финансов Курской области отказано.

Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, Министерство финансов РФ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить оспариваемое решение суда и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» не входит в систему образовательных учреждений, а является социальным учреждением и финансируется из областного бюджета. Ссылается на то обстоятельство, что льготы работникам ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» предоставлялись в соответствии с Законом Курской области № 100-ЗКО от 23.12.2005 г. «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», в связи с чем, указанные льготы, подлежат взысканию за счет средств казны субъекта РФ – Курской области. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истцом не представлены доказательства причинения вреда ОГУП «Курскоблжилкомхоз» действиями (бездействиями) Российской Федерации.

Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось с учетом требований ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей                   Министерства финансов РФ, ОГУП «Курскоблжилкомхоз», Комитета финансов Курской области, Комитета социального обеспечения Курской области, ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В материалах дела имеется отзыв Комитета финансов Курской области, в котором Комитет возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, апелляционная инстанция находит оспариваемое решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2005-2006 г.г. на основании Закона Курской области № 100-ЗКО от 23.12.2005 г. «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» были предоставлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг для работников, проживающих в п. Поныри и работающих в ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков».

Действие указанного Закона распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.

Между ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» и ОГУП «Курскоблжилкомхоз» заключен договор № 14 от 01.01.2005 г., в соответствии с которым ОГУП «Курскоблжилкомхоз» предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг работникам согласно прилагаемых списков.

Согласно списку работников льготы по оплате коммунальных услуг предоставлялись медицинским сестрам, в том числе диетсестре, воспитателям ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков».

Истец выполнил свои обязательства и в соответствии с законом предоставил работникам ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» льготы по оплате коммунальных услуг, однако возмещение соответствующих расходов ОГУП «Курскоблжилкомхоз» произведено не было, что привело к возникновению у истца убытков в сумме 26 151 рублей 04 копейки.

По состоянию на 01.01.2008 г. убытки истцу не возмещены, что явилось основанием для обращения ОГУП «Курскоблжилкомхоз» в арбитражный суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что расходы на указанные цели в 2005-2006 г.г. не были учтены и профинансированы из федерального бюджета и должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации. При этом суд руководствовался Федеральным законом «Об образовании», который распространил на все категории работников ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков»: медсестер, воспитателей.

Между тем, арбитражным судом области не учтено следующее.

ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» является учреждением социального обслуживания населения, координацию и регулирование его деятельности осуществляет Комитет социального обеспечения Курской области (л.д. 25 т.2).

В соответствии с п. 4 ст. 1, ст. 5 Закона Курской области «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»  медицинские, педагогические и библиотечные работники учреждений социального обеспечения, если они проживают в сельской местности,  рабочих поселках, в поселках городского типа, имеют право на бесплатное получение жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 1 указанные Правила определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем вторым ст. 8 Закона РСФСР «О социальном развитии села», ч.ч. 2 и 3 ст. 6 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пп. 6 п. 1 ст. 36 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на следующий год.

Пунктом 9 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) было предусмотрено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со ст. 10 Закона Курской области «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» расходы по представлению мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, являются расходными обязательствами Курской области. Порядок финансирования расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливается Правительством Курской области.

Из материалов дела усматривается, что факт и размер предоставленных истцом льгот подтверждается имеющимися доказательствами: списком работников ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков», актами сверок расчетов по состоянию на 30.09.2008 г., счетами-фактурами, квитанциями работников учреждения на оплату сверхнормативных коммунальных услуг.

Таким образом, расходы в связи с предоставлением льгот работникам ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков», понес истец, поэтому в силу п. 1 ст. 15 ГК РФ он вправе требовать их полного возмещения. Получение этой компенсации и перечисление ее ОГУП «Курскоблжилкомхоз» предусмотрено заключенным договором от  01.01.2005 г.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ.

Согласно ст. ст. 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно уточненному расчету истца сумма убытков в связи с предоставлением льгот работникам ГУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» составляет за 2005 год 5 490 рублей 96 коп., за 2006 год – 20 660 рублей 08 коп. (л.д. 58,58 т.2). Из указанного расчета следует, что медсестрам за спорный период

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А64-5156/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также