Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу n А64-6220/08-24. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января  2009 года                                                   Дело № А64-6220/08-24

г. Воронеж    

Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.01.2009 г.                                                                                                  

                                           

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Семенюта Е.А.

судей                                                                                        Шеина А.Е.

                                                                                        Сергуткиной В.А.

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.

в судебное заседание не явились:

от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

ИП Арутюнов В.Р.: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Ростехрегулирования в лице Территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области на определение  Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2008 года по делу №А64-6220/08-24 (судья Кочетков А.В.), по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Ростехрегулирования в лице Территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области к индивидуальному предпринимателю Арутюнову Владиславу Рубеновичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

УСТАНОВИЛ:

 

Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области  (далее по тексту – Территориальный отдел) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Арутюнову Владиславу Рубеновичу (далее по тексту - ИП Арутюнов В.Р., Предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2008 г. производство по делу прекращено. Протокол об административном правонарушении возвращен Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области.

Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальный отдел обратился с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2008 года по делу №А64-6220/08-24, ссылаясь на неправильное толкование судом норм права, и разрешить вопрос по существу.

Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области в судебное заседание представителя не направило, о дне судебного разбирательства извещено своевременно и надлежащим образом. Суду представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

ИП Арутюнов В.Р. доводы апелляционной жалобы не оспорил, отзыв не представил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое определение отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, в период с 16.10.2008 г. по 05.11.2008 г. старшим государственным инспектором ЦМТУ Ростехрегулирования в лице Территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области Слоновой А.С. проведена проверка индивидуального предпринимателя Арутюнова Владислава Рубеновича (зарегистрированного в качестве предпринимателя 21.12.1998 регистрационной палатой мэрии г. Тамбова, ОГРН 304682907000030), который осуществляет розничную торговлю обувью в магазине, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Базарная, д.119 «а», павильон «Маяк».

В ходе проверки было установлено нарушение обязательных требований государственных стандартов по маркировке, а именно:

В нарушение п.5.Г ГОСТ 261666-84 «Обувь повседневная из синтетических и искусственных кож. Технические условия», п.4.9 ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. Технические условия», п.1.4 ГОСТ 7296-81 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» установлено отсутствие необходимой информации для потребителя: для женских сапог торговой марки «Paolo Conte», артикул ZBL-PC7112-06С и женских туфель торговой марки «Paolo Conte», артикул BLH-P013-1

- наименования предприятия-изготовителя и его почтового адреса;

- цвета;

- обозначения нормативно-технической документации, требованиям которой соответствует изделие;

- даты изготовления;

для женских туфель торговой марки «Laura Berti», артикул 13-02-07-105-125-30

- обозначения нормативно-технической документации требованиям, которой соответствует изделие.

Указанные нарушения были отражены в акте №213-11/78С от 05.11.2008 г.

По итогам рассмотрения материалов проверки административным органом в отношении ИП Арутюнова Владислава Рубеновича был составлен протокол №30 от 05.11.2008 г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В порядке ст. 204 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации Территориальный отдел обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении ИП Арутюнова В.Р. к административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Суд первой инстанции пришел к выводам о неправильной квалификации совершенного Предпринимателем правонарушения и, соответственно, о неподведомственности данного спора арбитражному суду, в связи с чем, прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 19.19 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора в сфере обеспечения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и единства измерений.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов в ходе реализации, при использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции; объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления; ответственность установлена только для должностных и юридических лиц.

Исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, нормы данной статьи должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и должны распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Правоотношения, регулируемые главой 19 Кодекса, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления. Данная норма устанавливает ответственность только должностных и юридических лиц.

Действие вышеназванной нормы не распространяется на продажу товаров населению, под которой следует понимать реализацию товара путем заключения договора купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязан передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов настоящего дела, основанием для возбуждения в отношении Предпринимателя дела об административном правонарушении и для обращения в суд с требованием о привлечении его к ответственности послужила выявленная административным органом реализация обуви, не соответствующей обязательным требованиям стандартов.

Продажа товара населению с нарушением требований стандартов по качеству, комплектности и упаковке образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Объектом такого рода правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Вывод суда первой инстанции о неправомерности требований заявителя о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ следует признать обоснованным, поскольку при такой продаже, осуществляемой населению через розничную торговую сеть для личного, домашнего использования, отсутствуют признаки административного правонарушения против порядка управления, предусмотренного ст. 19.19 КоАП РФ.

В части 1 статьи 19.19 КоАП РФ прямо предусмотрено, что она не применяется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Статья 14.4 КоАП РФ находится в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности». Указанное правонарушение посягает на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности. В качестве субъектов правонарушения указаны граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

В рассматриваемом случае, правонарушение, выявленное в действиях предпринимателя, а именно реализация обуви с нарушением обязательных требований стандартов в части несоответствия ее безопасности, отсутствие полной и достаточной маркировки, совершено при осуществлении предпринимательской деятельности, следовательно, обстоятельства, на основании которых ИП Арутюнов В.Р. мог быть подвергнут административной ответственности, должны были устанавливаться с соблюдением правил, предусмотренных нормами административно-процессуального законодательства применительно к главе 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с правилами, установленными в статье 23.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, арбитражным судам неподведомственно. В силу части 1 статьи 23.49 КоАП РФ указанные дела рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и заявленные доводы, правомерно прекратил производство по делу, возвратив протокол об административном правонарушении заявителю. Кроме того, данная позиция суда первой инстанции согласуется с существующей судебной практикой.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом норм КоАП РФ и Федерального Закона №184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» отклоняются как несостоятельные,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу n А48-2329/08-10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также