Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А48-1941/08-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 января 2009 года Дело №А48-1941/08-3 г.Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 года. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Поротикова А.И., Судей Суховой И.Б., Барковой В.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Медковой Е.А., при участии: от РФ в лице Министерства финансов РФ, ООО «Орёлрегионгаз», Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, Департамента социальной политики Орловской области, УФК по Орловской области, Администрации Краснозоренского района Орловской области, отдела социальной защиты населения Администрации Сосковского района Орловской области представители не явились, надлежаще извещены; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г.Москва, на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 года по делу № А48-1941/08-3, по иску Общества с ограниченной ответственностью «Орёлрегионгаз» к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, при участии в качестве третьих лиц: Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, Департамента социальной политики Орловской области, Управления федерального казначейства по Орловской области, Администрации Краснозоренского района Орловской области, Отдела социальной защиты населения Администрации Сосковского района Орловской области, о взыскании 55 437 руб. 43 коп. (председательствующий судья – Зенова С.В., арбитражные заседатели - Воронова И.В., Пузырькова Е.Н.), УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Орёлрегионгаз», г.Орёл, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г.Москва, о взыскании 4942533 руб. 95 коп. убытков, причинённых истцу в связи с предоставлением льгот гражданам при оплате за природный газ в соответствии с Указом Президента РФ № 1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». 26.07.2007 г. решением Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-112/07-3 в удовлетворении исковых требований отказано. 22.10.2007 г. постановлением апелляционного суда по делу № А48-112/07-3 решение Арбитражного суда Орловской области от 31.07.2007 г. оставлено без изменения. 26.02.2008 г. постановлением кассационной инстанции решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г. по делу № А48-117/07-3 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области. 20.05.2008 г. при новом рассмотрении дела арбитражный суд определением выделил в отдельное производство требование о взыскании 55 437 руб. 43 коп., выделенному производству присвоен номер № А48-1941/08-3. 22.05.2008 г. определением выделенное исковое требование о взыскании 55 457 руб. 43 коп. было принято к производству. 07.06.2008 г. определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Отдел социальной защиты населения Администрации Сосковского района Орловской области. 05.11.2008 года решением Арбитражного суда Орловской области требования истца удовлетворены. Не согласившись с состоявшимся решением, ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просил решение Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 года отменить, принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении иска отказать. РФ в лице Министерства финансов РФ, ООО «Орёлрегионгаз», Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, Департамента социальной политики Орловской области, УФК по Орловской области, Администрации Краснозоренского района Орловской области, отдела социальной защиты населения Администрации Сосковского района Орловской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации. Рассмотрев материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 года и удовлетворения апелляционной жалобы. Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года ООО «Орёлрегионгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1235 от 15.10.1992 года «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» предоставляло гражданам льготы по оплате природного газа. Согласно расчёту сумма невозмещённых расходов составила 4942533 руб. 95 коп. Ссылаясь на невыполнение ответчиком своих обязательств по полному возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате природного газа за 2003 год и за 2004 год, истец обратился с иском в арбитражный суд. Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил, из того, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. По правилам пункта 2 этого же Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусматривается скидка в оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Статья 10 этого же Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определяет в пункте 1, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, в частности расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ установлено право ветеранов на социальную поддержку в виде системы мер, включающей, в том числе, оплату коммунальных услуг. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг. Из представленных в материалы дела актов сверки возмещения затрат следует, что истец во исполнения законодательства представлял льготы по оплате за газ в 2003 года и в 2004 году лицам, проживающим в Сосковском районе Орловской области. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п.1 ст. 85 БКРФ, п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23), то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств того, что в соответствии с Законами Орловской области об областном бюджете на соответствующий год, какие-либо средства на возмещение расходов истца по указанным Федеральным законам предусматривались в бюджете субъекта Российской Федерации и не перечислены истцу. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что материальные потери, полученные истцом в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате за газ лицам, имеющим право на соответствующие льготы, подлежат компенсации за счёт средств казны Российской Федерации, так как Министерство финансов Российской Федерации не выполнило предусмотренные статьями 83, 165, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия, связанные с обеспечением исполнения бюджетных обязательств Российской Федерации при формировании бюджетов на соответствующий год. В соответствии с статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральный государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в данном случае – Российской Федерацией. Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим. Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен трехгодичный срок защиты нарушенного права. Течение срока исковой давности в соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно статьям 12, 242 Бюджетного кодекса РФ, финансовый год завершается 31 декабря. До этой даты финансовый орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные обязательства. Таким образом, течение сроков исковой давности по требованиям о взыскании с публично-правового образования убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, предоставленных населению, начинается не ранее окончания финансового года, в котором были предоставлены льготы, то есть, за 2003 год - с 01.01.2004. Поскольку иск подан ООО «Орелрегионгаз» в пределах срока исковой давности - 28.12.2006 г., что подтверждается уведомлением о направлении почтового отправления в арбитражный суд, указанный срок по требованиям за 2003 год не может считаться истекшим. Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает необходимым оставить решение Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 года по делу № А48-1941/08-3 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 года по делу № А48-1941/08-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий судья: А.И. Поротиков Судьи: И.Б. Сухова В.М. Баркова Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А35-4098/08-С2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|