Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А35-3636/08-С22. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 января 2009 года Дело № А35-3636/08-С22 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 21.01.2009 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Семенюта Е.А. судей Шеина А.Е. Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А. В судебное заседание не явились: от ООО Ломбард «Самородок»: представители не явились, уведомлены надлежащим образом; от Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу: представители не явились, уведомлены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 г. по делу № А35-3636/08-С22 (судья Петрова О.И.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Самородок» к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу об оспаривании постановления №07-08/185/148П от 10.06.2008 г. о назначении административного наказания УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Самородок» (далее также по тексту – ООО Ломбард «Самородок», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании Постановления №07-08/185/148П от 10.06.2008 г. Межрайонного Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу (далее также - МРУ Росфинмонторинга по Центральному Федеральному округу) о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50000 руб. в соответствии со ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 г. по делу № А35-3636/08-С22 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил Постановление Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10.06.2008 г. № 07-08/185/148П по делу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Самородок» к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по административному делу прекращено. Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить оспариваемое судебное решение как незаконное. ООО Ломбард «Самородок», надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. От Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неполучением копии апелляционной жалобы. Судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с наличием в материалах дела доказательств направления копии апелляционной жалобы Обществу. Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу, надлежащим образом уведомленное, суду представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО Ломбард «Самородок» и Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит. ООО Ломбард «Самородок» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Курску 02.04.2007 г., включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1074632003775. 20 мая 2008 г. прокуратурой Железнодорожного административного округа г. Курска была осуществлена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО Ломбард «Самородок». По результатам проверки 20.05.2008 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы административного производства направлены для рассмотрения в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу. 10 июня 2008 г. заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу О.Б.Иванов, рассмотрев постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.05.2008 г., а также другие материалы дела, установил, что общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Самородок» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, обязательность по осуществлению которого предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г., а именно: - на момент проверки в ООО Ломбард «Самородок» не были разработаны правила внутреннего контроля и программа его осуществления, не утверждены руководителем общества и не прошли процедуру согласования в МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу; - должностное лицо, ответственное за соблюдение вышеуказанных правил, на момент проверки не назначено. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу О.Б.Ивановым вынесено постановление № 07-08/185/148П, в соответствии с которым ООО Ломбард «Самородок» привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в сумме 50000 руб. на основании ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации . Объективной стороной правонарушения являлось отсутствие назначенного должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления. Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Курской области. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В силу п. 2 ст. 7 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2007 г. №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Данное Постановление Правительства Российской Федерации опубликовано в "Российской газете" 15.01.2003 г. и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в законную силу. Как следует из материалов дела, ООО Ломбард «Самородок» (ранее - ООО «Самородок») зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Курску 02.04.2007 г., таким образом, обязанность по разработке, утверждению и направлению на согласование в МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу правил внутреннего контроля и программы его осуществления, должна была быть исполнена Обществом не позднее 14.05.2007 г. Согласно положению части 1 статьи 4.5 КоАП РФ и императивному требованию пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с истечением годичного срока с момента совершения административного правонарушения. Учитывая, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности за несогласование правил внутреннего контроля, исчисляемого с момента совершения правонарушения, истек 14.05.2008 г., МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу указал на факт истечения сроков как на обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении. Однако, наряду с указанным правонарушением, ответственность за которое не могла быть применена в связи с истечением срока давности, оспариваемым постановлением Общество привлечено к ответственности и за иное нарушение, выразившееся в неназначении должностного лица, ответственного за соблюдение вышеуказанных правил. Не согласившись с данным выводом административного органа, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим. В постановлении Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» не установлены сроки назначения специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля. Принимая во внимание, что на момент проведения прокурорской проверки непосредственно правила внутреннего контроля и реализация программ их осуществления Обществом не были разработаны, утверждены руководителем и не прошли процедуру согласования в МРУ Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу, в действиях (бездействии) ООО Ломбард «Самородок» отсутствовал состав административного правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку при отсутствии правил внутреннего контроля и программ их осуществления Обществом не могло быть назначено должностное лицо, ответственное за отсутствующий документ. В данном случае суд апелляционной инстанции находит, что факт назначения лица, ответственного за правила внутреннего контроля неразрывно должен быть связан с фактом наличия разработанных правил. Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил полностью Постановление № 07-08/185/148П о назначении административного наказания от 10.06.2008г. Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда , поскольку также касаются обязанности юридического лица разрабатывать правила внутреннего контроля, влекущую необходимость назначения лица, ответственного за их соблюдение. Фактически, изложенные доводы нашли свою оценку в обжалуемом судебном акте, с которой апелляционная инстанция согласна. Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу, которые с достоверностью опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не заявлено. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела. В связи с чем, апелляционная инстанция находит, что нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит. Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 г. по делу № А35-3636/08-С22 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок. Председательствующий судья Е.А.Семенюта Судьи В.А.Сергуткина А.Е.Шеин Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А35-1390/08-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|