Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n  А14-7019-2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 декабря 2008 года                                                       Дело  № А14- 7019-2008

г. Воронеж                                                                                                      18/7

Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2008г.

Полный текст постановления изготовлен 15.12.2008г.

           Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Осиповой М.Б.

судей:                                                                                        Скрынникова В.А.,,

                                                                                                   Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

                                                                                                     Фефеловой М.Ю.

при участии в судебном заседании:

от ГУ УПФ РФ в г. Воронеже: Лебенко А.Г. – ведущего специалиста-эксперта по доверенности №01-24/17 от 09.01.2008г.,

от ОАО «Атомэнергостройкомплект»: представители не явились, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже на решение Арбитражного суда  Воронежской области от 01.10.2008 года по делу № А14-7019-2008/18/7   (судья Спицына О.Н.) по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже к ОАО «Атомэнергостройкомплект» о взыскании 26573,30 руб. финансовых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Атомэнергостройкомплект» (далее - ОАО «Атомэнергостройкомплект», Общество) 26 573, 30 руб. финансовых санкций по решению № 9 от 07.05.2008г.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2008 г. в удовлетворении заявления Управления отказано.

 Не согласившись с состоявшимся судебным актом, заявитель обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

  В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на несоответствие фактическим обстоятельствам дела выводов суда области о нарушении процедуры привлечения страхователя к ответственности за нарушение установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Также Управление указывает, что уведомлением от 12.09.2008 г. Общество было извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки 25.09.2008 г.

При этом, 25.09.2008 г. Управлением было принято решение № 9 о привлечении Общества к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

По мнению Управления, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка вышеуказанным обстоятельствам.

В судебное заседание не явились представители ОАО «Атомэнергостройкомплект»,  извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу,  в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

  Как следует из материалов дела,  Управлением была проведена проверка соблюдения ОАО «Атомэнергостройкомплект» сроков предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Актом камеральной проверки № 6ш от 05.03.2008г. установлено, что указанные сведения за 2007г. были представлены ответчиком в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации несвоевременно - 05.03.2008г., тогда как установленный срок их представления –не позднее 1 марта.

По результатам проверки принято решение № 9 от 07.05.2008г. о привлечении Общества  к ответственности за нарушение ст.11 ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 26 573, 30 руб.

Ответчику направлено требование № 9 от 07.05.2008г. с предложением уплатить указанную сумму штрафа в срок до 23.05.2007г.

В связи с не исполнением ответчиком в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с положениями статей 1, 15 указанного ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», юридические лица являются  страхователями, в обязанности которых входит представление органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, определенных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1,2 ст.11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Согласно ч.3 ст.17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Согласно п.3 ст.2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом.

Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст.120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта предоставить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Согласно п.п. 6, 7 ст.101.4 НК РФ по истечении срока, установленного для представления возражений лицом, привлекаемым к ответственности, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налоговою органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. При этом о времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.   Неявка   извещенного   надлежащим   образом   лица,   привлекаемого   к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Таким образом, рассмотрение акта и других материалов и принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно п.12 ст.101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Как усматривается из материалов дела, акт камеральной проверки №6ш от 05.03.2008г. был направлен ответчику почтой заказным письмом с уведомлением. Вместе с тем,  в акте не указаны сведения о месте и времени его рассмотрения для вынесения по нему решения.

Решение № 9 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение ст.11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» принято Управлением 07.05.2008г. в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности либо его законного представителя. При этом доказательств извещения ответчика о рассмотрении материалов дела 07.05.2008г. Управлением не представлено.

Следовательно, ответчику не была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения.

Данные обстоятельства правомерно оценены судом первой инстанции как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов проведенной проверки, что на основании влечет недействительность указанного решения №9 от 07.05.2008г. и, как следствие, отказ в удовлетворении требований о взыскании начисленных этим решением санкций.

При этом судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления о принятии по итогам рассмотрения указанного акта повторного решения от 25.09.2008г. с соблюдением установленных правил о надлежащем уведомлении Общества, поскольку возможность повторного рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки и принятие повторного решения о привлечении к ответственности не предусмотрена действующим законодательством.

Кроме того, в данном случае заявителем не были приняты во внимание установленные налоговым законодательством сроки принятия соответствующего решения, направления требования и взыскания штрафных санкций.

Более того, как следует из имеющегося в материалах дела заявления Управления о взыскании финансовых санкций, основанием для обращения Управления в суд с указанным заявлением послужило именно решение № 9 от 07.05.2008 г. и неисполнение направленного на основании данного решения требования.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой  инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2008 по делу №А14-7019-2008/18/7 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г. Воронеже без удовлетворения.

  Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, так как Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в г. Воронеже, в силу пункта 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ, освобождено от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда  Воронежской области от 01.10.2008 года по делу № А14-7019-2008/18/7   оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

             Председательствующий судья:                                    М.Б.Осипова

   Судьи:                                                                             В.А.Скрынников

                                                                                            Т.Л. Михайлова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n А36-1854/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также