Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2006 по делу n А64-3911/06-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

16 ноября 2006 года                                                               Дело №А64-3911/06-15

город Воронеж                                                                                                

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2006 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2006 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Шеина А. Е.,

судей                                                                                        Протасова А. И.,

                                                                                                  Сергуткиной В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назенцевой Н. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2006 года по делу №А64-3911/06-15 (судья Михеева Е. И.),

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Прибытковой Т. А. – представитель не явился, предприниматель надлежаще извещен,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову – представитель не явился, налоговый орган надлежаще извещен,

от Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Тамбову – представитель не явился, надлежаще извещен,

                                                      

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Прибыткова Татьяна Алексеевна (далее – ИП Прибыткова Т. А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ИФНС России по г.Тамбову, Инспекция) возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное страхование в сумме 3 600 рублей.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2006 года по делу №А64-3911/06-15 обязал Инспекцию произвести возврат ИП Прибытковой Т. А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 800 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 год в сумме 900 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 900 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предпринимателю в удовлетворении требований.

По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

ИП Прибыткова Т. А., Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Тамбову (далее – ГУ – УПФ РФ по г.Тамбову) отзывы на апелляционную не представили.

ИФНС России по г.Тамбову, ИП Прибыткова Т. А., ГУ – УПФ РФ по г.Тамбову, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИП Прибыткова Т. А. квитанциями от 06.02.2003 года на сумму 900 рублей, от 05.04.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.06.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.09.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.12.2003 года на сумму 450 рублей уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в общей сумме 2 700 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 800 рублей (зачислены на код бюджетной классификации 1010610), на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 900 рублей (зачислены на коды бюджетной классификации 1010620).

С 01.01.2003 года приказом Министерства финансов Российской Федерации были изменены коды бюджетной классификации, на которые осуществляется зачисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем перечисление указанных взносов следовало производить на коды бюджетной классификации 1010611 (страховая часть трудовой пенсии) и 1010621 (накопительная часть трудовой пенсии).

Кроме того, предпринимателем квитанцией от 22.03.2005 на сумму 900 рублей были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии.  

Полагая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование общей сумме 2 700 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 800 рублей на код бюджетной классификации 1010610, на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 900 рублей на код бюджетной классификации 1010620 уплачены ошибочно, 30.09.2004 года предприниматель обратился в ИФНС России по г.Тамбову с заявлением о зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Письмом от 02.11.2004 года №09-59/6124/4 Инспекция отказала предпринимателю в зачете ошибочно уплаченных платежей, сославшись на то, что зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из данных кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В 2006 году предприниматель повторно обратилась в ИФНС России по г.Тамбову с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 2 700 рублей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 год в сумме 900 рублей.

Письмом от 22.06.2006 года №11-25/016352 налоговый орган отказал в возврате данной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивировав свой отказ тем, что зачет и возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование действующим налоговым законодательством не предусмотрен.

В связи с чем ИП Прибыткова Т. А. обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к ИФНС России по г.Тамбову о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 2 700 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 год в сумме 900 рублей.  

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявленные требования, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои доводы нормами законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

 Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года №116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации» возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 года №115-ФЗ и приложению 11 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 года №152н. Согласно указанным приложениям, администратором поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 года №02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, обязанность по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Факт излишней уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не оспаривается налоговым органом, ГУ - УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области, и подтверждается квитанциями: от 06.02.2003 года на сумму 900 рублей, от 05.04.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.06.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.09.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.12.2003 года на сумму 450 рублей, от 22.03.2005 на сумму 900 рублей.

Однако, учитывая срок, установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП Прибыткова Т. А. пропустила срок на подачу заявления о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 800 рублей, уплаченных по квитанциям: от 06.02.2003 года на сумму 900 рублей, от 05.04.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.06.2003 года на сумму 450 рублей.

Факт поступления в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 900 рублей, ошибочно перечисленных на неправильный код бюджетной классификации, уплаченных по квитанциям: от 24.09.2003 года на сумму 450 рублей, от 24.12.2003 года на сумму 450 рублей материалами дела подтвержден и налоговым органом не оспаривается, в связи с чем требования ИП Прибытковой Т. А. в данной части подлежат удовлетворению.

Как усматривается из пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации №164-О от 12.04.2005 года, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Учитывая изложенное, ИП Прибыткова Т. А., дата рождения 04.05.1955 года, в 2005 году должна была уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченные предпринимателем квитанцией от 22.03.2005 на сумму 900 рублей, являются излишне уплаченными, в связи с чем также подлежат возврату предпринимателю из бюджета.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа ИП Прибытковой Т. А. в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным ИФНС России по г.Тамбову, изложенным в апелляционной жалобе, поскольку в ней, по существу, он повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте.

Таким образом,  судом первой инстанции обстоятельства дела установлены верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании статьи 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для ее взыскания или возврата не имеется.   

Руководствуясь частью 1 статьи 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2006 года по делу №А64-3911/06-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья                                           А. Е. Шеин

Судьи                                                                                    А. И. Протасов

                                                                                               В. А. Сергуткина

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2006 по делу n А64-3648/06-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также