Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А14-14398/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ 

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

                                                                                        

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

27 ноября 2008 года                                                        Дело №А14-14398/2007

г.Воронеж                                                                                               161/6

              Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.

              Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                                          Поротикова А.И.,

Судей                                                                                     Фёдорова В.И.,

                                                                                               Андреещевой Н.Л., 

                                                                                                                                                                                                                          при ведении протокола судебного заседания секретарем  Медковой Е.А.,                                                                                          

при участии:

от ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» - Майстренко Л.А., ведущего юрисконсульта, по доверенности № 11 от 25.01.2008 года;

от ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» - Захаровой С.В., юрисконсульта, по доверенности № 45 от 09.01.2008 года;

от администрации городского округа город Воронеж – Асеева Ю.П., начальника отдела правовой работы в сфере муниципальной собственности юридического управления, по доверенности № 167 от 02.06.2008 года;

от ТУФА по УФИ по Воронежской области – Недзельского Д.Ф., специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, по доверенности № 12-6374 от 02.10.2008 года;

от Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом – Недзельского Д.Ф.,  специалиста – эксперта правового обеспечения, поручение о предоставлении интересов № 05/185 от 30.01.2008 года, по доверенности № 12-482 от 06.02.2008 года;

от МКП «ВЖКХ», МУП ЖКХ и Б Советского района г.Воронежа представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа г.Воронежа, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2008г. по делу № А14-14398/2007/161/6, по иску Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» к администрации городского округа г.Воронежа, при участии в качестве третьих лиц: Территориального управления федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Воронежской области,  Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, МКП «ВЖКК», Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства и Б Советского района г.Воронежа,  Государственного унитарного предприятия ВО «Воронежоблтехинвентаризация» об обязании включить в реестр муниципальной собственности объекты недвижимости    (судья Тимашов О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский механический завод», г.Воронеж, обратилось с иском в Арбитражный суд Воронежской области  к  Администрации городского округа город Воронеж  о завершении передачи в муниципальную собственность двух зданий общежитий ФГУП «ВМЗ», расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.Депутатская, д.7 и д.11 путём подписания актов ОС-1а и включении в реестр муниципальной собственности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, МКП «Воронежский жилищно-коммунальный комбинат», МУП ЖКХ и Б Советского района г.Воронежа,  ГУП «Воронежоблтехинвентаризация».

07.02.2008 года определением произведена замена истца ФГУП «Воронежский механический завод» правопреемником – Федеральное Государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно - производственный центр им. М.В. Хруничева».

Судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ приняты уточнения иска, в которых истец просил включить в реестр муниципального имущества  здание занимаемого общежитием истца по адресу: г.Воронеж, ул.Депутатская, 7, включить в реестр муниципального имущества часть здания занимаемого общежитием, общей площадью  1986, 1 кв.м., расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Депутатская, 11.

04.07.2008 года решением Арбитражный суд Воронежской области Администрация городского округа г.Воронеж обязана в 20-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в реестр  муниципального имущества  здание занимаемого общежитием ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Депутатская, 7, включить в реестр муниципального имущества часть здания, занимаемого общежитием ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», общей площадью 1986, 1 кв.м., по адресу: Г.Воронеж, ул.Депутатская, 11.

Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2008 года по делу № А14-14398/2007/161/6, в связи с чем просила его отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в удовлетворении иска.

 В судебном заседании представитель Администрации городского округа город Воронеж поддержал доводы апелляционной жалобы,  просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ТУФА УФИ по Воронежской области, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом возражал против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» вопрос о рассмотрении апелляционной жалобы относит на усмотрение суда.

МКП «ВЖКХ», МУП ЖКХ и Б Советского района г.Воронежа явку свои представителей в судебное заседание не обеспечили.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, не явившихся в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года № 114-рп объекты социально-бытовой сфера (общежития), расположенные по адресам: г.Воронеж, ул.Депутатская, №7 и №11, находившиеся на балансе  ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» были включены в перечень № 68 имущества, передаваемого в муниципальную собственность г.Воронежа, утверждённого  постановлением городского муниципального совета от 17.08.1995 года № 111.

Истец, ссылаясь на то, что 04.09.1995 года  документы по передаче спорных объектов поступили в комитет по управлению имуществом, однако в реестр муниципального имущества до настоящего времени не включены, числятся на балансе истца, обратился с иском в арбитражный суд.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы,  заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2008  года следует отменить, в связи со следующим.

В целях освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Указом Президента Российской Федерации от 28.10.94 № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность» установлено, что передача отдельных объектов в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

На основании данного Указа Правительство Российской Федерации постановлением №235 утвердило «Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8.

Порядок передачи, согласно пункту 4 Положения, определяется распоряжением Президента Российской Федерации от 19.03.1992 №114-рп.

Объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента принятия решения об их передаче Верховным Советом Республики в составе РФ, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято (п. 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп).

Перечень объектов социально-бытовой сферы №68, в который вошли спорные объекты, утвержден Постановлением Воронежского городского муниципального Совета №111 от 17.08.1995 г. (т.1, л.д.32).

Довод заявителя жалобы о том, подлежащее передаче имущество отсутствует в указанном перечне, так как в нем упоминаются не общежития, а два жилых дома №7 и №11 по ул.Депутатская, следует оставить без внимания. По данным технической инвентаризации, иных объектов недвижимого имущества под тем же адресом на момент составления перечня не имелось.

Помимо этого, общежития, как следует из пункта 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 № 328, абзацем 1 статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных отношений), относятся к категории жилых домов.

Факт поступления 04.09.1995 года указанного перечня в Комитет по управлению государственным имуществом Воронежской области и его регистрации, подтвержден отметкой на препроводительном листе (т.1, л.д.31).

Поскольку решение о передаче в муниципальную собственность объектов не было принято, право собственности муниципального образования возникло спустя два месяца после регистрации перечня – 04.11.1995 года.

Согласно п. 5 Положения, органы местного самоуправления после принятия решения о передаче объектов обязаны оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по форме, утвержденной Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ.

Вместе с тем, администрация не осуществила необходимые действия по принятию спорного имущества.

В соответствии со статьями 210, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны самостоятельно управлять муниципальной собственностью и нести бремя содержания принадлежащего им имущества. Правовые основания для нахождения муниципального имущества в хозяйственном ведении коммерческой организации отсутствуют.

При таких обстоятельствах требование истца об обязании ответчика принять названные выше объекты в муниципальную собственность заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Ссылка заявителя жалобы на то, что к спорным отношениям надлежит применять правила Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, а не Положение, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235, основана на неверном толковании закона. 

Согласно пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

До принятия специального закона объекты государственной и муниципальной собственности подлежали разграничению в порядке, введенном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., а также распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием приобретения муниципальной собственности на спорные объекты, имели место до вступления в силу Закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года, его положения не распространяются на спорные отношения.

Вместе с тем, апелляционный суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о включении спорных объектов в реестр муниципальной собственности, поскольку Закон не содержит оснований, по которым у предприятия возникло право обязать администрацию включить объекты жилищного фонда в реестр муниципальной собственности. К тому же наличие записей в реестре само по себе не влияет на права истца.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, в случае если иск удовлетворён  частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований. 

На основании чего, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.

Руководствуясь статьями 110, частью 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2008 года  по делу № А14-14398/2007/161/6 отменить.

Требования Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный центр им. М.В.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А14-5634-2008/168/34. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также