Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А14-3071/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Воронеж 07 октября 2008 года Дело № А14-3071/2008/117/10 Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 г. Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2008 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Миронцевой Н.Д. судей: Протасова А.И. Сергуткиной В.А. при ведении протокола судебного заседания Бутыриной В.А. В судебное заседание явились: от ТУФА УФИ по Воронежской области: Недзельский Денис Феликсович - специалист-эксперт по доверенности от 10.07.2008 № 12-4569, удостоверение № 49 от 15.10.2007; от УФРС по Воронежской области: Брагина Т.И. ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность от 03.03.2008 № 41-д, паспорт серия 20 06 № 815050 выдан Отделом УФМС России по Воронежской области Коминтерновского района г.Воронежа 26.04.2007; от Макаровой З.Н.: Макаров Н.И. - представитель по доверенности от 28.05.2008, паспорт серия 20 01 № 745095 выдан Коминтерновским РУВД г.Воронежа 15.01.2002. от Макарова Н.И.: Макаров Н.И. паспорт серия 20 01 № 745095 выдан Коминтерновским РУВД г.Воронежа 15.01.2002. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 20.06.08 г. по делу № А14-3071/2008/117/10, по заявлению ТУ ФАУФИ к УФРС о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц: Макарова Н.И., Макаровой З.Н., УСТАНОВИЛ: Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее по тексту - ТУ ФАУФИ по Воронежской области, заявитель по делу) заявлены требования о признании недействительным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от (далее по тексту – УФРС по Воронежской области) от 28.03.2008 № 25/2008-573 в государственной регистрации права федеральной собственности на квартиру общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194 и обязании УФРС по Воронежской области зарегистрировать право федеральной собственности на квартиру общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194. Решением арбитражного суда Воронежской области от 20.06.08 г. заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС РФ по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, управление не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что выписка из реестра федерального имущества от 08.02.08 г. № 316 является правоподтверждающим документом, поскольку судом не указаны нормы действующего законодательства, относящие выписку к таким документам. По мнению управления, спорный объект недвижимости не относится исключительно к федеральной собственности. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) не согласно с доводами апелляционной жалобы. В своем отзыве на жалобу указывает на то, что спорный объект недвижимости значится в реестре федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра. В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выписка является документом, подтверждающим наличие права. По мнению агентства, все необходимые документы предоставлялись в УФРС при обращении с заявлением о государственной регистрации. Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. 14.02.2008 Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУ ФАУФИ по Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности (без выдачи свидетельства о государственной регистрации) на квартиру, общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194, а также с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанную квартиру на имя Макарова Николая Ивановича и Макаровой Зои Николаевны в соответствии с договором № 207798 на передачу квартиры в собственность (приватизация) от 17.12.2007. Макаров Н.И. и Макарова З.Н. также обратились 14.02.2008 в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности, доля в праве – 1/2 (с выдачей свидетельства о государственной регистрации) на указанную квартиру. Уведомлением УФРС по Воронежской области № 25/2008-57 от 28.02.2008 государственная регистрация права федеральной собственности, перехода права собственности, а также права собственности граждан Макарова Н.И. и Макаровой З.Н. на указанный объект недвижимости приостановлена до 14.03.2008 со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ: не представлены необходимые для государственной регистрации документы – устанавливающие права Российской Федерации на вышеуказанную квартиру. Сообщением от 28.03.2008 № 25/2008-573 заявителям отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, поскольку представленная на государственную регистрацию выписка из реестра федеральной собственности не является правоустанавливающим документом. Не согласившись с данным отказом, ТУ ФАУФИ обратилось за судебной защитой. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону. В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 того же Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав. Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМУ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ» Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1. Исходя из смысла данного постановления, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости. Из материалов дела усматривается, что дом № 31 по ул.Керамической г.Воронежа находился на балансе ПО «Воронежский станкозавод» и в дальнейшем - ОАО «Воронежский станкозавод». Однако, в соответствии с планом приватизации производственного объединения 1992 года и актом оценки стоимости имущества к нему, объекты социально-бытового назначения не подлежали приватизации и оставались в государственной собственности с момента введения его в эксплуатацию. Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра, не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права. В сообщениях о приостановлении регистрации в государственной регистрации права УФРС не указало, какие именно документы предлагалось дополнительно представить заявителю. Самостоятельно, регистрирующий орган, также, необходимые ему сведения не запросил. В материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем сообщения о приостановлении регистрации и необходимости представить дополнительные документы. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (часть3). Приложением 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 определены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. К ним относятся Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А08-1670/08-10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|