Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу n А14-3071/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж  

07 октября  2008 года                                        Дело № А14-3071/2008/117/10

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября  2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьиМиронцевой Н.Д.

судей:                                         Протасова А.И.

Сергуткиной В.А.

при ведении протокола судебного заседания   Бутыриной В.А.

В судебное заседание явились:

от  ТУФА УФИ по Воронежской области: Недзельский Денис Феликсович - специалист-эксперт по доверенности от 10.07.2008 № 12-4569, удостоверение № 49 от 15.10.2007;

от УФРС по Воронежской области: Брагина Т.И. ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность от 03.03.2008 № 41-д, паспорт серия 20 06 № 815050 выдан Отделом УФМС России по Воронежской области Коминтерновского района г.Воронежа 26.04.2007;

от Макаровой З.Н.: Макаров Н.И. - представитель по доверенности от 28.05.2008, паспорт серия 20 01 № 745095 выдан Коминтерновским РУВД г.Воронежа 15.01.2002.

от Макарова Н.И.: Макаров Н.И. паспорт серия 20 01 № 745095 выдан Коминтерновским РУВД г.Воронежа 15.01.2002.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Воронежской области

на решение арбитражного суда Воронежской области от 20.06.08 г. по делу № А14-3071/2008/117/10, по заявлению ТУ ФАУФИ к УФРС о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц: Макарова Н.И., Макаровой З.Н.,  

УСТАНОВИЛ:

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее по тексту - ТУ ФАУФИ по Воронежской области, заявитель по делу) заявлены требования о признании недействительным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от (далее по тексту – УФРС по Воронежской области) от 28.03.2008 № 25/2008-573 в государственной регистрации права федеральной собственности на квартиру общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194 и обязании УФРС по Воронежской области зарегистрировать право федеральной собственности на квартиру общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194.

Решением арбитражного суда Воронежской области  от 20.06.08 г.  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом,  УФРС РФ по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, управление не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что выписка из реестра  федерального имущества от 08.02.08 г. № 316 является правоподтверждающим документом, поскольку судом не указаны нормы действующего законодательства, относящие выписку к таким документам. По мнению управления, спорный объект недвижимости не относится исключительно к федеральной собственности.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) не согласно с доводами апелляционной жалобы. В своем отзыве на жалобу указывает на то, что  спорный объект недвижимости  значится в реестре  федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра. В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выписка является документом, подтверждающим наличие права. По мнению агентства, все необходимые документы предоставлялись в УФРС при обращении с заявлением о государственной регистрации.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

14.02.2008 Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУ ФАУФИ по Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности (без выдачи свидетельства о государственной регистрации) на квартиру, общей площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: г.Воронеж, ул.Керамическая, д.31, кв.194, а также с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанную квартиру на имя Макарова Николая Ивановича и Макаровой Зои Николаевны в соответствии с договором № 207798 на передачу квартиры в собственность (приватизация) от 17.12.2007.

Макаров Н.И. и Макарова З.Н. также обратились 14.02.2008 в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности, доля в праве – 1/2 (с выдачей свидетельства о государственной регистрации) на указанную квартиру.

Уведомлением УФРС по Воронежской области № 25/2008-57 от 28.02.2008 государственная регистрация права федеральной собственности, перехода права собственности, а также права собственности граждан Макарова Н.И. и Макаровой З.Н. на указанный объект недвижимости приостановлена до 14.03.2008 со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ: не представлены необходимые для государственной регистрации документы – устанавливающие права Российской Федерации на вышеуказанную квартиру.

Сообщением от 28.03.2008 № 25/2008-573 заявителям отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, поскольку представленная на государственную регистрацию выписка из реестра федеральной собственности не является правоустанавливающим документом.

Не согласившись с данным отказом, ТУ ФАУФИ обратилось за судебной защитой.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 того же Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия,        возникновения,прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких   актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно  ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМУ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  от 25 февраля 1998 г. N 8 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ» Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Исходя из смысла  данного постановления, вопрос об обоснованности включения  в соответствующий реестр объектов недвижимости   исследуется  арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что дом № 31 по ул.Керамической г.Воронежа находился на балансе ПО «Воронежский станкозавод» и в дальнейшем - ОАО «Воронежский станкозавод». Однако, в соответствии с планом приватизации производственного объединения 1992 года и актом оценки стоимости имущества к нему, объекты социально-бытового назначения не подлежали приватизации и оставались в государственной собственности с момента введения его в эксплуатацию.

Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра,  не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

В сообщениях о приостановлении регистрации в государственной регистрации права УФРС не указало, какие именно документы предлагалось  дополнительно   представить заявителю.

Самостоятельно, регистрирующий орган, также, необходимые ему сведения не запросил.

В материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем сообщения о приостановлении регистрации и необходимости представить дополнительные документы.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ»  Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (часть3).

Приложением 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 определены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. К ним относятся  Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе,

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В соответствии с  Федеральным

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу n А14-3648/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также