Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу n А48-2003/06-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 июля 2008 года Дело № А48-2003/06-3 г.Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2008 г. Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2008 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Андреещевой Н. Л., судей: Алфёровой Е. Е., Потихониной Ж. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширяевой О. В., при участии: от ООО «Орловская региональная компания по реализации газа»: Костикова П.М. – юрисконсульта, доверенность № 04-27/08 от 08.01.08 г., паспорт серии 54 03 № 589628, выдан Советским РОВД г. Орла 11.07.03 г., от Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от РФ в лице Министерства финансов РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от МУП «Теплосеть»: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от Центра социального обслуживания населения Администрации города Мценска: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от Департамента социальной политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа», г.Орёл, на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года по делу № А48-2003/06-3 (судья Дементьев Г. А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа», г.Орёл, к Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, г.Орёл, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, при участии третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия «Теплосеть», г.Мценск Орловской области, Центра социального обслуживания населения Администрации города Мценска, г.Мценск Орловской области, Департамента социальной политики Орловской области, г.Орёл, о взыскании 5 119 738 руб. 31 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Орёлрегионгаз», истец), г.Орёл, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском /с учетом уточнения/ к субъекту Российской Федерации – Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области (далее - субъект РФ - Орловская область в лице Департамента финансовой политики Орловской области), г. Орёл, о взыскании за счёт соответствующей казны убытков в размере 5 119 738 руб. 38 коп., возникших в результате реализации Муниципальным унитарным предприятием «Теплосеть» (далее – МУП «Теплосеть»), г. Мценск, населению города Мценска теплоэнергии на льготных условиях в соответствии с Федеральным Законом № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» за период с мая 2002 г. по декабрь 2004 г., право требования, которых уступлено ООО «Орёлрегионгаз» по договору цессии №2 -19/06 от 31.03.2006 г. Определением Арбитражного суда Орловской области от 28.06.2006 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены МУП «Теплосеть», Центр социального обслуживания населения администрации города Мценска, г. Мценск, Департамент социальной политики Орловской области, г. Орёл. Определением Арбитражного суда Орловской области от 26.09.2006 г. к участию в деле в качестве второго ответчика была привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ в лице Минфина), г. Москва. Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 г., ООО «Орёлрегионгаз» было отказано в удовлетворении исковых требований. Постановлением Федерального арбитражного Центрального округа от 15.02.2008 г. указанные судебные акты были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области. Решением от 16 мая 2008 г. Арбитражный суд Орловской области взыскал с РФ в лице Минфина за счёт средств казны Российской Федерации в пользу ООО «Орёлрегионгаз» 3 398 107 руб. 76 коп. денежных средств, во взыскании 1 721 630 руб. 55 коп. истцу было отказано. Кроме того, ООО «Орёлрегионгаз» было отказано в удовлетворении заявленных требований к субъекту Российской Федерации – Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской. Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа во взыскании 1 721 630 руб. 55 коп. убытков, ООО «Орёлрегионгаз» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 16 мая 2008 года, в связи с чем просит его в обжалуемой части отменить и принять по делу судебный акт о взыскании 1 721 630 руб. 55 коп. убытков. В качестве основания для отмены решения в обжалуемой части заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ООО «Орёлрегионгаз» исковые требования были заявлены в пределах срока исковой давности, имеющиеся в материалах дела акты сверок, подписанные руководителем Управления социальной защиты населения, являются надлежащим доказательством прерывания срока исковой давности в отношении Российской Федерации. Представитель истца ООО «Орёлрегионгаз» в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней мотивам. Ответчик субъект РФ - Орловская область в лице Департамента финансовой политики Орловской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, телеграммой просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя, отзыв на апелляционную жалобу представлен не был. Ответчик РФ в лице Минфина в судебное заседание апелляционной инстанции также не явился, представив через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отзыв, в котором считает что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил статьи 196, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации /далее - ГК РФ/, следовательно оснований для отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 16 мая 2008 г. и удовлетворения апелляционной жалобы ООО «Орёлрегионгаз» не имеется, а также просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Третье лицо Центр социального обслуживания населения администрации города Мценска в судебное заседание также не явилось, представив через канцелярию апелляционной инстанции заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, отзыв представлен не был. Третьи лица МУП «Теплосеть» и Департамент социальной политики Орловской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ответчиков и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, а также представленные ими заявления и телеграмму, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации /далее – АПК РФ/. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО «Орёлрегионгаз», арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года в части отказа во взыскании 1 721 630 руб. 55 коп - отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МУП «Теплосеть» во исполнение Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» в период с 2002 г. по 2004 г. предоставляло гражданам льготы – 50% скидку по оплате потреблённой тепловой энергии в горячей воде, в результате чего, не возмещенные МУП «Теплосеть» убытки от предоставления гражданам льгот составили 5 119 738 руб. 31 коп. Тридцать первого марта 2006 г. между МУП «Теплосеть» (цедент) и ООО «Орёлрегионгаз» (цессионарий) был заключен договор №2-19/06 уступки права требования исполнения обязательства, по условиям которого цедент уступает цессионарию право требования исполнения обязательств по оплате задолженности в размере 5 119 738 руб. 31 коп. Согласно приложению №1 к указанному договору должником является Управление финансовой и налоговой политики Администрации Орловской области. В соответствии со статьёй 63 Закона Орловской области от 30.05.2006 г. «О внесении изменений в законодательные акты Орловской области» Департамент финансовой политики Орловской области является правопреемником Управления финансовой и налоговой политики Администрации Орловской области - должника по договору уступки. Пунктом 4 договора №2-19/06 уступки права требования от 31.03.2006 г. предусмотрено, что с момента подписания настоящего договора ответственность перед цессионарием за ненадлежащее исполнение долга несет должник. В соответствии с пунктом 5 данного договора должник проводит расчёты с цессионарием путём перечисления денежных средств на расчётный счет цессионария. Согласно пункту 7 договора №2-19/06 уступки права требования от 31.03.2006 г. цессионарий в течение 10 дней с момента заключения настоящего договора обязан направить должнику уведомление о заключении настоящего договора. Во исполнение указанного договора 06.04.2006 г. в адрес Управления финансовой и налоговой политики Администрации Орловской области было направлено уведомление № 04/574 о состоявшейся уступке права требования, которое было принято последним к сведению письмом № 05-10 от 14.06.2006 г. Ввиду того, что задолженность в сумме 5 119 738 руб. 31 коп. до настоящего времени не погашена, ООО «Орёлрегионгаз» обратилось в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемыми исковыми требованиями /с учетом уточнения/. Поскольку ООО «Орёлрегионгаз» обжалуется решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 г. в части отказа во взыскании 1 721 630 руб. 55 коп. убытков, возражений о пересмотре указанного решения в полном объеме от лиц, участвующих в деле, не поступило, судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ была проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) совместно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения. Статьёй 13 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) установлено право ветеранов на социальную поддержку в виде системы мер, включающей в том числе, и оплату коммунальных услуг. Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 названного Закона). В соответствии с подпунктом б) пункта 2 части 1 статьи 10 Закона возмещение расходов, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, на оплату коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом статьей 10 данного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, связанных с финансированием мер социальной защиты ветеранов, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В силу положений пункта 18 вышеназванного Постановления положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счёт средств собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу n А35-5636/07-С23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|