Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2008 по делу n А14-1177/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 07 июля 2008 года Дело № А14-1177/2008 г. Воронеж 44/28 Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2008 года Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2008 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой М.Б. судей Протасова А.И. Миронцевой Н.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С., при участии: от Муниципального унитарного предприятия города Воронежа Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс»: Сухарева В.Д. – юрисконсульт по доверенности № 214 от 23.05.2008 г., действительна в течение года, паспорт серии 20 04 № 095723 выдан Левобережным РУВД г. Воронежа 22.11.2003 г.; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа: Мусатова Т.С. – заместитель начальника юридического отдела по доверенности № 03-09-00130 от 14.01.2008 г. сроком на один год без права передоверия, удостоверение УР № 288152 действительно до 31.12.2009 г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Воронежа Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2008 г. по делу № А14-1177/2008/44/28 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Воронежа Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа о признании частично недействительным решения №241-12 от 26.12.2007 г. 21идуального предпринимателя Лазеева Александра Николаевичао признании незаконным требования № 14608 от 02.05.2007 г. ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» (далее – МУП МТК «Воронежпассажиртранс», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа (далее – ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа, Инспекция) о признании недействительным решения № 241-12 от 26.12.2007 г. в части начисления пени в сумме 4 642 509 руб. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (с учетом уточнения требования). Одновременно Предприятие обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Инспекции № 241-12 от 26.12.2007 г. (с учетом уточнения ходатайства о принятии обеспечительных мер) Определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2008 г. ходатайство Предприятия о приостановлении действия указанного решения удовлетворено. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2008 года по делу № А14-1177/2008/44/28 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры в виде приостановления действия решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа № 241-12 от 26.12.2007 г. отменены, с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2007 г. по настоящему делу. МУП МТК «Воронежпассажиртранс» не согласилось с данным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Инспекция не заявила каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой части. При указанных обстоятельствах на основании части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие ссылается на ежегодное недофинансирование из бюджета города, частичное погашение суммы НДФЛ, а также на то, что исходя из судебной практики, изложенной в вопросах и ответах по Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), размер пени может быть уменьшен в связи с отсутствием на это прямого запрета. Представитель ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Воронежа Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» без удовлетворения. Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене в виду следующего. Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении Предприятия по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов, в том числе налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. По результатам проведенной налоговой проверки, Инспекцией был составлен акт № 1664 ДСП от 27.11.2007 г.. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки при участии представителя предприятия Инспекцией было принято решение № 241-12 26.12.2007 г., согласно которому, Предприятие привлечено к налоговой ответственности по ст.122, 123 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 33575 руб., ему начислены пени на общую сумму 4666675 руб. и предложено уплатить недоимку по налогам на общую сумму 16789540 руб. . Не согласившись с решением Инспекции в части начисления пени в сумме 4 642 509 руб. за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. В силу п. п. 1, 3 и 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. № 20-П пени носят компенсационный характер в случае несвоевременного поступления в бюджет денежных средств. В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В то же время обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые спорным налогом. Названные российские организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами. В подпункте 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц в сумме 16 685 287 руб., в связи с чем, пришел к выводу о правомерном начислении Предприятию пени в сумме 4 642 509 руб. Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. В силу пункта 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» следует, что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года. Спорная выездная налоговая проверка осуществлялась Инспекцией в 2007 году, следовательно, проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года: 2006-й, 2005-й и 2004 годы. Как следует из материалов дела, по решению Инспекции Предприятие подлежало проверке на предмет правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ за период 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. При этом, на начало проверяемого периода ( на 01.01.2004 г.) сальдо по налогу на доходы физических лиц составило 368 495 руб. Таким образом, в силу статей 87 и 89 НК РФ период, предшествовавший 01.01.2004 г., не подлежал налоговой проверке, в связи с чем, наличие у Предприятия 368 495 руб. недоимки по НДФЛ по состоянию на 01.01.2004 г. не могло быть установлено в рамках указанной налоговой проверки. Обоснованность начисления и удержания указанной суммы задолженности по налогу Инспекцией не проверялась и не могла быть проверена, принимая во внимание период, за который проводилась проверка. Следовательно, начисление Инспекцией пени на указанную сумму недоимки по НДФЛ также нельзя признать правомерным. Исходя из вышеизложенного, решение Инспекции № 241-12 от 26.12.2007 г. в части , касающейся начисления пени на недоимку по НДФЛ, образовавшуюся за пределами проверяемого периода, является недействительным. Вместе с тем, довод МУП МТК «Воронежпассажиртранс» о возможности уменьшения размера пени в связи с отсутствием вины в неуплате налога на доходы физических лиц, ежегодным недофинансированием Предприятия из бюджета города, а также учитывая частичное погашение суммы НДФЛ, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены основания и возможность уменьшения размера пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц. Как следует из имеющегося в материалах дела и представленного суду апелляционной инстанции Инспекцией расчета пени по НДФЛ , сумма пени, приходящаяся на задолженность по НДФЛ, сформировавшуюся за пределами проверяемого периода составила 157 711 руб.(4642509 - 4484798). При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2008 г. по делу № А14-1177/2008/44/28 в части отказа в удовлетворении требований МУП МТК «Воронежпассажиртранс» о признании недействительным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа № 241-12 от 26.12.2007 г. в части начисления пени в сумме 157 711 руб. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, следует отменить, а требования предприятия в данной части удовлетворить. Нарушений процессуального законодательства, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Согласно части 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению и относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. На основании вышеизложенного, с ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа подлежит взысканию государственная пошлина в пользу Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2008 по делу n А08-5486/04-6. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|