Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А35-10804/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2015 года                                                    Дело № А35-10804/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа  2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                        Афониной Н.П.,

судей                                                                                           Алферовой Е.Е.,

      Письменного С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,

при участии:

от областного государственного унитарного предприятия «Хомутовская автоколонна №1494»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Курской области в лице Комитета финансов Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)  на решение Арбитражного суда Курской области от 03.03.2015 по делу №А35-10804/2014 (судья Волкова Е.А.) по исковому заявлению областного государственного унитарного предприятия «Хомутовская автоколонна №1494» (ОГРН 1024600745575, ИНН 4626000170) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой льготников в 2011-2013 годах в размере        1 831 377 руб. 40 коп., с участием третьих лиц - Курской области в лице Комитета финансов Курской области, Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области,

УСТАНОВИЛ:

областное государственное унитарное предприятие «Хомутовская автоколонна №1494» обратилось в Арбитражный суд Курской области к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с исковыми требованиями о взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой льготников в 2011-2013 годах в размере        1 831 377 руб. 40 коп.

Решением  Арбитражного суда Курской области от 03.03.2015  исковые требования  удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу областного государственного унитарного предприятия «Хомутовская автоколонна №1494» взыскано 1 831 377 руб. 40 коп. убытков за 2011-2013 годы. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области отказано.

Не согласившись с указанным решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

По мнению заявителя жалобы, обязательства по возмещению расходов указанным категориям граждан должен нести субъект  РФ - Курская область, при этом отсутствие денежных средств у данного лица не отменяет указанной обязанности.

ОГУП «Хомутовская автоколонна №1494», Комитетом промышлен-ности, транспорта и связи Курской области  представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указанные лица просят оставить решение суда без изменения.

Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся  представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, ОГУП «Хомутовская автоколонна №1494» - областное государственное предприятие, основной целью и предметом деятельности которого является осуществление перевозки пассажиров автобусами на пригородных маршрутах, а также получение прибыли.

Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17

февраля 2005 года №7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» (далее по тексту Постановление Администрации Курской области от 17 февраля 2005 года №7) областное государственное унитарное предприятие «Хомутовская автоколонна №1494» в 2011, 2012, 2013 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета.

Суть равной доступности транспортных услуг общественного транспорта сводилась к следующему: если субъект Российской Федерации сохраняет льготу по проезду на общественном транспорте для региональных льготников в натуральном виде, то она распространяется и на федеральных льготников.

Истец в рассматриваемый период являлся организацией общественного транспорта,     осуществлявшей      перевозки      граждан     автомобильным

транспортом на территории Курской области, и в силу норм части 3 статьи 789, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан был перевозить федеральных льготников на основании единого социального проездного билета. При осуществлении пассажирских перевозок истец предоставлял льготы, установленные Федеральными законами Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации», от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся    воздействию     радиации     вследствие     катастрофы     на

Чернобыльской АЭС» и приравненных к ним.

Согласно представленным Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области справкам о реализации единых социальных проездных билетов федеральным льготникам было реализовано в 2011 году 94 065 единых социальных проездных билетов, в 2012 году – 70 052, в 2013 году – 72 443.

На    расчетный    счет   истца    из   областного   бюджета    Курской   области

перечислены денежные средства от реализации единых социальных проездных билетов (федерального и регионального регистра) с учетом транспортной доли данного предприятия, что составило в 2011 году 107 471 руб. 20 коп, в 2012 году 220 998 руб., в 2013 году 210 670 руб. 60 коп.

С учетом представленных Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области сведений о доле федеральных льготников в общем количестве льготников, которым были реализованы единые социальные проездные билеты в соответствующие периоды, сумма возмещенных истцу расходов по обеспечению проезда федеральных льготников составила в 2011 году – 20 882 руб. 24 коп., в 2012 году – 37 680 руб. 16 коп., в 2013 году – 40 490 руб. 89 коп.

Исходя из количества реализованных федеральным льготникам единых социальных проездных билетов в месяц, тарифа, средней дальности поездки, количества поездок льготника в месяц, с учетом транспортной доли истца в общем объеме перевозок, размер провозной платы, которую истец мог получить за перевозку федеральных льготников в 2011 году в случае продажи им обычных проездных билетов 608 729 руб. 68 коп., в то время как за реализацию единых социальных проездных билетов федеральным льготникам истец получил из областного бюджета Курской области 20 882 руб. 24 коп. (платежные поручения о перечислении денежных средств приобщены к материалам дела).

В 2012 году истец, исходя из соответствующих показателей, мог получить за перевозку федеральных льготников, в случае продажи им обычных проездных билетов 466 546 руб. 17 коп., в то время как от реализации единых социальных проездных билетов федеральным льготникам истец получил 37 680 руб. 16 коп. (платежные поручения о перечислении денежных средств приобщены к материалам дела).

В 2013 году истец, исходя из соответствующих показателей, мог получить за перевозку федеральных льготников, в случае продажи им обычных    проездных    билетов    855    154    руб.    84    коп.,    в    то    время    как    от

реализации единых социальных проездных билетов федеральным льготникам истец получил 40 490 руб. 89 коп. (платежные поручения о перечислении денежных средств приобщены к материалам дела).

Не возмещение расходов на предоставление названных льгот в полном объеме послужило основанием для обращения областного государственного унитарного предприятия «Хомутовская автоколонна №1494» в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представитель-ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Признав доказанным факт оказания ОГУП «Хомутовская автоколонна №1494» транспортных услуг и несения убытков в связи с предоставлением льготного проезда пассажирам, имеющим на это право, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца по праву и по размеру.

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон N 122-ФЗ) были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренный ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем, данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее – Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

Кроме того, суд, взыскивая заявленную сумму иска с Российской Федерации, не принял во внимание положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основаниях возникновения обязательств у Российской Федерации и у ее субъектов.

Между тем пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам было разъяснено, что при

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А14-3517/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также