Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А36-2468/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 июля 2015 года                                                      Дело №  А36-2468/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2015.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Протасова А.И.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Орион»: Рындина К.И., по доверенности  № 168 от 11.03.2015; Мельничук А.Е., директор, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 9.04.2015,

от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Новичкова Л.Н., по доверенности б/н от 21.07.2015.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орион» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.06.2015 по делу №А36-2468/2015 (судья Хорошилов А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орион» (ОГРН 1114813000983) Липецкая область, Липецкий район, с. Боринское о признании незаконным (недействительным) предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области №677 от 19.02.2015,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – общество, заявитель) 24.04.2015 обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее – инспекция) о признании незаконным (недействительным) предписания №677 от 19.02.2015.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.06.2015 по делу №А36-2468/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Орион» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что ООО «Орион» обязано выполнять только те виды работ, которые были поручены ему собственниками и на которые выделены денежные средства.

В отзыве на апелляционную жалобу государственная жилищная инспекция Липецкой области обосновывает законность предписания №677 от 19.02.2015.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил  решение суда отменить.

Представитель Государственной жилищной инспекции Липецкой области в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

В государственную жилищную инспекцию Липецкой области 06.02.2015 поступила жалоба собственника помещения многоквартирного дома №25 по ул.Плеханова с.Вербилово Липецкого района Липецкой области о наличии течи воды в кровли дома.

В целях проверки поступившего обращения руководителем государственной жилищной инспекции Липецкой области было издано распоряжение (приказ) от 17.02.2015 №21543 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Орион», поручив ее проведение консультанту инспекционного территориального отдела Кукуеву М.Н.

Должностным лицом государственной жилищной инспекции Липецкой области 19.02.2015 в присутствии директора общества была осуществлена проверка, по результатам которой ООО «Орион» выдано предписание №677 от 19.02.2015 обеспечить сохранность имущества физических лиц, муниципального или иного имущества, а именно: провести обследование кровли над квартирой №7 дома №25 по ул.Плеханова с.Вербилово Липецкого района, и по результатам обследования провести мероприятия по устранению выявленных нарушений в соответствии с абз.2 и 15 п.7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О мини-мальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Срок исполнения предписания 30.04.2015.

ООО «Орион», полагая, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание №677 от 19.02.2015 является законным и обоснованным, в связи с чем оно не нарушает прав и интересов общества.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 ч.5 ст.20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Оспариваемое предписание №677 от 19.02.2015 выдано лицом, проводившим проверку – консультантом инспекционного территориального отдела Жилищной инспекции Кукуевым М.Н., в пределах его полномочий, предусмотренных п.3 ч.5 ст.20 ЖК РФ и с учетом его прав и обязанностей, определенных в Должностном регламенте.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу ч.2.1 ст.161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предос-тавления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из буквального толкования ч.2.1 ст.161 ЖК РФ следует, что объем ответственности и объем обязательств лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (обслуживающих организация) не ограничивается только условиями заключенного договора оказания услуг. В силу прямого указания в законе на такие обслуживающие организации в полной мере распространяются требования, установленные правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила №491).

Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются 3 инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Исходя из положений п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ, п.2 Правил №491 крыша многоквартирного дома относится к общему имуществу.

В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В пункте "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" -"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В силу п. п. "а" п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Осмотры общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом осуществляются лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п.13 Правил №491)

Материалами дела подтверждается, что ООО «Орион» является обслуживающей организацией многоквартирного дома №25 по ул.Плеханова с.Вербилово Липецкого района Липецкой области.

Таким образом, ООО «Орион» несет ответственность по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома в соответствии с Правилами №491.

Пунктом 11(1) Правил № 491 предусмотрено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен названным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

В Определении Верховного Суда РФ от 18.12.2013 №5-АПГ13-53 указано, что закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 №290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.

Пунктом 7 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов отнесены, в том числе: проверка кровли на отсутствие протечек (абз.2); при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (абз.15).

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6464/10 от 29.09.2010, обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, не зависит от инициативы жильцов по проведению

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А08-3541/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также