Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А64-7300/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 мая 2015 года                                                          Дело № А64-7300/2014

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Протасова А.И.,

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от государственного учреждения – Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от открытого акционерного общества  «Завод «Тамбоваппарат»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2015 по делу № А64-7300/2014 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению открытого акционерного общества «Завод «Тамбоваппарат» (ОГРН 1126829007249, ИНН 6829086184) к государственному учреждению – Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420) о признании незаконным приказа №943 от 02.07.2014,

УСТАНОВИЛ

 

Открытое акционерное общество «Завод «Тамбоваппарат» (далее - ОАО «Завод «Тамбоваппарат», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тамбовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ТРО ФСС, учреждение) о признании незаконным приказа № 943 от 02.07.2014 «О финансовом обеспечении в 2014 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя» (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2015, принятым по настоящему по делу, заявленное требование удовлетворено. Приказ Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации №943 от 02.07.2014 «О финансовом обеспечении в 2014 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя» признан недействительным.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный  суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

       В обоснование доводов жалобы учреждение указывает на то, что Обществом пропущен трехмесячный процессуальный срок на подачу заявления в арбитражный суд об оспаривании соответствующего приказа. Заявление о восстановлении пропущенного срока ОАО «Завод «Тамбоваппарат» отсутствует.

Считает решение суда области незаконным и необоснованным.

ОАО «Завод «Тамбоваппарат» в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что фактически установленный законом процессуальный срок Обществом пропущен не был.

Считает решение суда области законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Завод «Тамбоваппарат» направило в ТРО ФСС полный пакет документов для финансового обеспечения страхователем в 2014 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Планируемые расходы составили 229 059 рублей.

Учреждение своим приказом №943 от 02.07.2014 отказало заявителю в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2014 году 229059 рублей (план финансового обеспечения) по причине наличия у страхователя недоимки по уплате страховых взносов и пени, не погашенные на день подачи заявления.

Полагая указанный приказ не соответствующим нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.

Удовлетворяя заявленное требование, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является неправомерным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными  решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ  "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных, установленных настоящим Федеральным законом, случаях.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 №219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013г. и плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон № 219-ФЗ) исполнительные органы Фонда социального страхования РФ вправе принимать решения о направлении страхователям до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов страхователя на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению (далее – Правила).

В соответствии с п.1 Правил правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п.2 Правил).

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

К заявлению прикладываются соответствующие документы, указанные в данном пункте (п.4 Правил).

Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации (п. 10 Правил).

Из материалов дела усматривается, что причиной отказа  в финансировании обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма  и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний явилось наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов  и пени, не погашенных на день подачи заявления.

Между тем, как указывало Общество, фактически недоимка у него отсутствует. Недоимка в сумме 780678 рублей и пени в сумме 351 129 рублей образовалась у ОАО «Завод «Тамбоваппарат» в период до 19.12.2002 Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2012 №А64-9071/2011 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Опытный завод «Тамбоваппарат»к Государственному учреждению(до реорганизации в ОАО)  – Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным решения, признана безнадежной к взысканию сумма задолженности в размере 780678 руб. и пени в сумме 351129 руб. Данный судебный акт вступил в законную силу.

В силу ч.1 ст. 16 АПК РФ  вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, факт признания недоимки по страховым взносам в сумме 780 678руб. и пени в сумме 351129руб. (спорных сумм) безнадежной к взысканию установлен решением суда.

Как верно отметил суд области, отсутствие порядка списания (формы решения) недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может являться препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. ТРО ФСС, утратив возможность взыскания задолженности в силу причин экономического, социального или юридического характера (пропуск установленного срока),

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А08-9032/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также