Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу n А36-5950/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 апреля 2015 года                                                              Дело № А36-5950/2014

г. Воронеж          

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года                                                       

Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2015 года                                                       

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                       Михайловой М.Б.,

                                                                                                          Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Боднар Л.С. по доверенности № 01-19/04/24128 от  22.12.2014; Черниковой В.А. по доверенности № 01-19/06/28 от 12.01.2015,

от Общества с ограниченной ответственностью «Лебедянский машиностроительный завод»: Зубова Д.В. по доверенности  б/н от 24.03.2015; Нелюбова А.А. по доверенности б/н от  24.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу  Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.01.2015 по делу № А36-5950/2014 (судья Никонова Н.В), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лебедянский машиностроительный завод» (ОГРН 1044800061283, ИНН 4811006508) к Государственному учреждению – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными в части: решения № 167 от 28.07.2014, решения № 88 от 28.07.2014 и решения № 129 от 28.07.2014,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лебедянский машиностроительный завод» (далее – ООО «ЛеМаз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ФСС РФ, Фонд) о признании недействительными: решения № 167 от 28.07.2014 в части отказа в зачете суммы в размере 381 085 руб. 23 коп., предложения отразить в бухгалтерском учете и отчетности в составе задолженности суммы 381 085 руб. 23 коп.; решения № 88 от 28.07.2014 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 11 051,47 руб., пени в сумме 8687,64 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 2210,29 руб.; решения № 129 от 28.07.2014 в части доначисления страховых взносов в сумме 4954,11 руб.

Определением от 08.10.2014 судом объединены дела № А36-5948/2014, А36-5949/2014 и А36-5950/2014 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А36-5950/2014.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.01.2015 требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Фонд полагает, что судом неверно применены нормы, подлежащие применению страхователями в 2011 - 2012 годах, регулирующие порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки ГУ ФСС РФ приняты: решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 28.07.2014 № 167; решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.07.2014 № 88 и решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.07.2014 № 129.

По результатам проверки Фондом установлено, что Общество, исчисляя в 2011-2012 годах в качестве страхователя размер пособий по беременности и родам ряду работниц, допустил нарушение в порядке исчисления, в связи с чем, выплатил и предъявил Фонду к зачету суммы, более положенных.

Данное правонарушение повлекло отказ Обществу оспариваемыми в рамках настоящего дела решениями Фонда в зачете 381 085 руб. 23 коп., доначисление страховых взносов в сумме 4954,11 руб. и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 11 051,47 руб., пени в сумме 8687,64 руб., привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 2210,29 руб.

Фонд установил, что в соответствии с частью 3 статьи 254 Трудового кодекса Российской Федерации Общество осуществляло выплаты беременным работницам среднего заработка за дни прохождения обязательного диспансерного обследования, не учитываемые в качестве рабочих дней.

Такое право страхователя Фонд не оспаривает.

В последующем при исчислении работницам пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в заработок, исходя из которого производилось исчисление пособия, Обществом был включен средний заработок за дни диспансерного обследования, в то время как сами дни диспансерного обследования из расчета количества календарных дней в 12 месяцах Общество исключило.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, в том числе за счет собственных средств.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно частью 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В силу частью 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 статьи 14, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона № 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительство РФ Постановлением от 15.06.2007 № 375 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Положение № 375).

Пункт 8 Положения предусматривал исключение из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия, в том числе, периода сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ, а также начисленных за эти периоды сумм (подпункт а)).

Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» были внесены изменения в статью 14 Закона № 255-ФЗ, согласно которым изменен порядок определения расчетного периода для исчисления среднего заработка.

Согласно статье 3 указанного закона установлено, что нормы измененного законодательства применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Статьей 4 Федерального закона № 343-ФЗ установлено, что в силу он вступил с 01.01.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (в ред. Федерального закона № 343-ФЗ, действующей после 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления        временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции, действующей после 01.01.2011, средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

Таким образом, новый порядок расчета пособий не предусматривает периодов, исключаемых из расчетного периода.

Решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 № ГКПИ10-1462 пункт 8 Положения № 375 был признан недействующим с 01.01.2011. В качестве обоснования своего решения суд указал, что поскольку федеральным законодателем изменен порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который не предусматривает периодов, исключаемых из расчетного периода, то оспариваемые положения не соответствуют действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 № 120 на основании изменений, внесенных с 01.01.2011 Федеральным законом № 343-ФЗ в Закон № 255-ФЗ, пункт 8 Положения № 375 признан утратившим силу, и данное изменение распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2011 – ст. 4 Закона № 343-ФЗ).

Все работницы Общества, поименованные в оспариваемых решениях Фонда, представили Обществу заявления, в которых изъявили пожелание рассчитать и выплатить им пособие по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011.

При исчислении среднего дневного заработка для исчисления пособий работницам Общество включило в общую сумму заработка начисленные суммы среднего заработка за дни прохождения обязательного диспансерного обследования, но разделила ее на число календарных дней за вычетом дней обязательного диспансерного обследования.

Вменив Обществу завышение делимой суммы на суммы сохраняемого среднего заработка, Фонд принял решения, оспариваемые Обществом.

Согласившись с позицией Общества, суд первой инстанции признал выводы Фонда неправомерными.

Суд указал, что поскольку пункт 8 Постановления № 375 был признан утратившим силу с 01.01.2011, то, следовательно, порядок исчисления среднего заработка при начислении пособий в отношении случаев сохранения за работником среднего заработка законодательством Российской Федерации за указанный период урегулирован не был. Таким образом, оснований для вывода о необоснованном исключении из расчета дней диспансерного обследования беременных женщин, не являвшихся рабочими днями, суд не усматривает.

Апелляционная коллегия полагает выводы суда ошибочными, исходя из следующего.

Действительно, на моменты обращения работниц с заявлением и исчисления Обществом пособий Положение № 375 уже не предусматривало исключения из расчетного периода при расчете пособий каких-либо периодов и начисленных за эти периоды сумм (пункт 8 прежней редакции Положения № 375).

Вместе с тем, применяемые страхователем нормы Положения № 375 должны соответствовать нормам закона, на основании которых оно было утверждено. Поскольку нормы части 2 статьи 3 Закона № 343-ФЗ предписывают по заявлению застрахованного лица рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011 - 2012 гг., по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, то и нормы Положения № 375 в этом случае должны применяться в редакции, действовавшей до 01.01.2011.

Также апелляционный суд отмечает непоследовательность позиции Общества. Так, если Общество полагало, что – ввиду утраты силы пунктом 8 Положения № 375 с 01.01.2011 – оно было вправе его не применять, то у Общества отсутствовали и основания для исключения из делителя (количество календарных дней в периоде) дней диспансеризации.

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) в расчет принимались «календарные дни, приходящиеся на период, за который учитывается заработная плата». Исходя из этого определения, оснований для исключения из числа календарных дней в каждом месяце дней диспансеризации не имеется.

В связи с изложенным, основания для удовлетворения требований Общества отсутствуют, решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                           

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.01.2015 по делу № А36-5950/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Лебедянский машиностроительный завод» требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                        Н.А. Ольшанская

Судьи                                                                                               Т.Л. Михайловой

                                                                                             М.Б. Осипова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу n А08-8950/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также