Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2008 по делу n А14-3867/07/143/23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

31 марта 2008 г.                                                     Дело № А14-3867/07/143/23

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2008  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                  Миронцевой Н.Д.,

судей                                                               Шеина А.Е.

                                                                         Протасова А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой Н.С.,  

при участии:

от ОАО «Воронежвторма»: Деев С.Н. – главный специалист по правовой работе по доверенности №004 от 09.01.2008 сроком на один год без права передоверия, паспорт серии 20 04 №244873 выдан Центральным РОВД г. Воронежа 01.04.2004;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области: Недзельский Д.Ф. – специалист-эксперт отдела правового обеспечения по доверенности №12-5473 от 15.10.2007 сроком по 31.12.2008, удостоверение №49 выдано 15.10.2007;

от ФГУП «172 ЦАРЗ» Минобороны России: Петренко Е.В. – юрисконсульт по доверенности №3 от 20.03.2008 сроком на один год без права передоверия, паспорт серии 20 00 №271801 выдан Железнодорожным РОВД г. Воронежа 11.09.2000.

 от Администрации городского округа город Воронеж: не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Воронежвторма»  на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2007 по делу №А14-3867/2007/143/23, принятое судьей Максимович Т.Н., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области к Администрации городского округа город Воронеж, при участии третьих лиц – ФГУП «172 ЦАРЗ» Минобороны России, ОАО «Воронежвторма», о признании недействительным постановления от 21.05.2004г. №789 «О предоставлении ОАО «Воронежвторма» земельного участка, фактически занимаемого магазином по улице Димитрова, 88г».

 

                                      УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее - заявитель, ТУФА УФИ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Воронежа от 21.05.2004г. № 789 «О предоставлении ОАО «Воронежвторма» (ИНН 3663019273) земельного участка, фактически занимаемого магазином по ул. Димитрова, 88г».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требова­ний относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное предприятие «172 Центральный автомобильный ремонтный завод» Министерства обороны РФ (далее -ФГУП «172 ЦАРЗ») и ОАО «Воронежвторма».

Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.11.07 г.  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением,  ОАО «Воронежвторма» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части и принять по делу новый судебный акт. Кроме того, Общество указывает на правомерность выводов суда о превышении полномочий Администрации при принятии оспариваемого постановления от 21.05.04 г. № 789.

В настоящем судебном заседании представитель ОАО «Воронежвторма» поддерживает доводы апелляционной жалобы. Просит суд отменить его в части и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительными, несоответствующими Земельному Кодексу РФ, ФЗ от 31.05.96 г. № 61-ФЗ «Об обороне», ФЗ РФ от 17.07.01 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» п.п. 2,3,4,4.1,4.2,5 Постановления Администрации города Воронежа от 21.05.04 г. № 789 «О предоставлении ОАО «Воронежвторма» земельного участка, фактически занимаемого магазином по ул.Димитрова, 88г».

Представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области    возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда законным и обоснованным. Просит оставить решение суда без изменения. Заявитель, полагает, что спорный земельный участок находится в федеральной соб­ственности в силу прямого указания закона, государственная собственность на данный зе­мельный участок разграничена, утверждает, что оспариваемое постановление не соответст­вует требованиям Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы Рос­сийской Федерации как собственника указанного земельного участка.

Представитель ФГУП «172 ЦАРЗ» Минобороны России возражает против доводов апелляционной жалобы,  считает решение суда законным и обоснованным. ФГУП «172 ЦАРЗ»   утверждает, что спорный земельный участок площадью 1, 53 га кадастровый номер 36:34:03 01 010:0004 закреплен за ним в бессрочное пользование и находится в федеральной собственности в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996г. «Об обороне».

В настоящее судебное заседание представитель Администрации не явился.  В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания. В связи с чем, дело рассматривается  в их отсутствие в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

 Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Решением исполнительного комитета Воронежского (городского) Совета народных депутатов от 19.07.1946г. № 567/1 ФГУП «172 ЦАРЗ» предоставлен в бессрочное пользо­вание земельный участок площадью 1, 53 га для жилой застройки в квартале, ограниченном ул. Димитрова, ул. Порт-Артурской, пер. Ольховатским.

11.05.1986г. заводу выдан государственный акт № 429 A-I № 270254 на право поль­зования указанным земельным участком.

Постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 26.09.2000г. № 746 ФГУП «172 ЦАРЗ» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок, площадью 1, 53 га, фактически занимаемый жилой застройкой завода в квартале ул. Димитрова - пер. Ольховатский, ул. Порт-Артурской - пер. Гражданский.

Открытое акционерное общество «Воронежвторма» является собственником нежи­лого здания литер А площадью 132, 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ди­митрова, дом 88-г (свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2003г. л.д. 69).

Постановлением администрации г. Воронежа от 21.05.2004г. № 789 ОАО «Воро­нежвторма» предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселе­ний, фактически занимаемый магазином, площадью 200 кв. м по ул. Димитрова, 88 г.

В соответствии с пунктом 5 указанного постановления внесены изменения в поста­новление исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 26.09.2000г. № 746 в части площади предоставленного земельного участка, а именно: предоставлен земельный участок площадью 1510 кв. м., вместо 1, 53 га.

27.10.2004г. Администрацией города заключен с ОАО «Воронежвторма» договор аренды № 3920-04-09/мз указанного земельного участка, договор зарегистрирован в уста­новленном законом порядке.

Полагая, что указанное постановление вынесено Администрацией с нарушением норм действующего законодательства, Управление обратилось за судебной защитой.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения в виду следующего.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Общее содержание права собственности закреплено в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно.

Отношения в области использования земли, лесов, воды и других природных ресурсов, предоставленных Вооруженным силам Российской Федерации,  регулируются ФЗ РФ «Об обороне» от 31.05.96 г. № 61-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.10 указанного закона земли, леса, воды и природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и организациям, находятся в федеральной собственности.

Согласно  ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в данной статье, т.е. в рассматриваемом случае – это  Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Воронежской области.

Из материалов дела усматривается, что ФГУП»172 ЦАРЗ» входит в состав воинских частей и организаций автобронетанковой службы Министерства обороны РФ.

Земельный участок площадью 1, 53 га, предоставленный в бессрочное пользование ФГУП «172 ЦАРЗ», является федеральной собственностью.

Объекты недвижимости, расположенные на данном участке,  переданы 11.01.02 г. Управлением Мингосимущества РФ по Воронежской области в хозяйственное ведение ФГУП «172 ЦАРЗ» Министерства обороны РФ, в том числе дом четырехвартирный по улице Димитрова, 88.

В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что  в период принятия оспаривае­мого постановления администрации города, спорный земельный участок площадью 200 кв. м относился к федеральной собственности, поскольку на нем располагалось имущество, на­ходящееся в собственности Российской Федерации является правомерным.

  Оспариваемым постановлением Администрация предоставила Обществу спорный земельный участок в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу  ст.22 Земельного Кодекса РФ   Земельные участки  могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом  их собственниками.

Функции управления федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, согласно Постановлению Правительства РФ № 200 от 08.04.04 г. (в ред.от 14.012.06 г. № 767)  осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно п.5 указанного Постановления основными функциями Федерального агентства являются, в том числе, осуществление полномочий собственника в пределах  и в порядке, определенным Федеральным законодательством.

Таким образом, в данном случае органом, уполномоченным от имени собственника – Российской Федерации – принимать решение о предоставлении  земельного участка в собственность граждан или юридических лиц является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

При таких обстоятельствах, Администрация не вправе была принимать  постановление, которым она распоряжалась земельным участком, находящимся в федеральной собственности.

К тому же в  силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

Таким образом, Общество независимо от наличия оформленных документов на землепользование, в силу упомянутых выше норм закона имеет право пользования той частью земельного участка, которая занята принадлежащей ему недвижимостью и необходима для ее эксплуатации, а также исключительное право по своему выбору приобрести указанную часть земельного участка в собственность или оформить право аренды.

Как предусмотрено п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. Правовые основы проведения землеустройства предусмотрены Федеральным законом "О землеустройстве".

Как установлено судом, ТУФА. для участия в согласовании границ земельного участка не вызывался, данных о согласовании с ним границ выделяемого Обществу  участка в деле не имеется.  

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановлением администрации   нарушаются права и законные интересы ТУФА УФИ по Воронежской области,  что утверждение проекта границ земельного участка без учета интересов заявителя произведено в нарушение правовых актов, регулирующих вопросы землеустройства.

Согласно  ст. 198 АПК РФ граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействитель­ными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2008 по делу n А36-1498/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также