Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А08-4397/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«10» марта 2015 года                                                   Дело № А08-4397/2014

город Воронеж                                                                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  10 марта 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

                                                                                    

 Председательствующего

Суховой И.Б.,

 Судей

Ушаковой И.В.,

Щербатых Е.Ю.,

                                                                                                                                                                                                    

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,

при участии:

от Администрации Белгородского района Белгородской области: Божко Е.А., представителя по доверенности б/н от 17.10.2014;

от общества с ограниченной ответственностью «АПЭК-Инвест»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Правительства Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АПЭК-Инвест» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.11.2014 по делу № А08-4397/2014 (судья Коновалов А. И.), по иску Администрации Белгородского района Белгородской области (ИНН 3102003133, ОГРН 1023100508090) к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении рыночной стоимости земельного участка,

третьи лица: ООО «АПЭК-Инвест», Правительство Белгородской области,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Администрация Белгородского района (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области (далее – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Белгородской области, ответчик) об установлении  кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:15:0306002:156 площадью 139 кв.м с разрешенным видом использования: для эксплуатации сооружения (газообменный пункт) по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Беломестное, ул. Нагорная, 23, равной его рыночной стоимости, в размере 42780 руб.;  обязании ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:15:0306002:156 площадью 139 кв.м. с разрешенным видом использования: для эксплуатации сооружения (газообменный пункт) по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Беломестное, ул. Нагорная, 23 в сумме 42780 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «АПЭК-Инвест», Правительство Белгородской области.

Определением Арбитражного суда Белгородской области от 21.07.2014 производство по делу приостановлено, назначена судебная экспертиза.

Определением Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2014 производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.11.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся решением, ООО «АПЭК-Инвест» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на некачественно проведенную судебную экспертизу.

Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 апелляционная жалоба принята к производству.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 05.03.2015 представители общества с ограниченной ответственностью «АПЭК-Инвест», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области, Правительства Белгородской области не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

Через канцелярию суда от ООО «АПЭК-Инвест» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.

Через канцелярию суда от ООО «АПЭК-Инвест» поступило ходатайство об отказе от доводов жалобы в части распределения судебных расходов в связи с проведением судебной экспертизы.

Судебная коллегия, с учетом указанного ходатайства не рассматривает указанные доводы жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.03.2015 Представитель Администрации Белгородского района Белгородской области возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Администрации Белгородского района от 14 марта 2014 года № 570 «О предоставлении ООО «АПЭК-Инвест» в собственность  земельного участка в с. Беломестное» ООО «АПЭК-Инвест» в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 31:15:0306002:156 площадью 139 кв.м с разрешенным видом использования: для эксплуатации сооружения (газообменный пункт) по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Беломестное, ул. Нагорная 23.

 Цена продажи указанного земельного участка установлена в сумме 77900 руб., согласно отчету ЗАО «ТПК «ПВС» № Р/24 от 14.02.2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка.

Истец, ссылаясь на указанный отчет, полагает, что рыночная стоимость указанного земельного участка в сумме 77900 руб. подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.  Позднее исковые требования были уточнены, истец просил установить рыночную стоимость спорного земельного участка в размере  42780 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Белгородской области  от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области».

В рассматриваемом случае, спорный земельный участок был пропущен в перечне, утвержденном постановлением Правительства Белгородской области  от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области».

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О).

Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).

В соответствии с  правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения  кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

Таким образом, часть 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.  

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998                   № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде(действовавшей на момент принятия искового заявления к производству).

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А14-11037/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также