Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А64-5921/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИе

06 марта 2015 года

г. Воронеж

Дело №А64-5921/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года

Постановление в полном объёме изготовлено 06 марта 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

                        Письменного С.И.,

судей

                            Алферовой Е.Е.,

                               Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Зарубиной Н.Е.,

при участии:

от муниципального образования городского округа город Тамбов в лице администрации города Тамбова: Каменева Е.С., представитель по доверенности №2-40-1563/14 от 31.10.2014,

от субъекта Российской Федерации – Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

от Константинова Александра Ивановича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

от Финансового управления Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации – Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2014 по делу №А64-5921/2014 (судья Егорова Т.В.) по исковому заявлению муниципального образования городского округа город Тамбов в лице администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) к субъекту Российской Федерации – Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области (ОГРН 1066829045513, ИНН 6829020433), при участии в деле третьих лиц: Константинов Александр Иванович, Финансовое управление Тамбовской области, о взыскании 906 616 руб. 70 коп.,

 

установил:

Муниципальное образование городского округа город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее – истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области (далее – ответчик, Управление) о взыскании за счёт казны субъекта 906 616,70 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Константинов Александр Иванович и Финансовое управление Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены, с субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области в пользу муниципального образования городского округа город Тамбов в лице администрации города Тамбова взыскан основной долг в сумме 906 616,70 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на истечение срока исковой давности и на то, что Управление не является надлежащим ответчиком, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, т.к. решение Ленинского районного суда г. Тамбова о предоставлении А.И. Константинову жилого помещения вступило в законную силу 29.11.2010, исковое заявление истца подано 12.09.2014 с пропуском срока исковой давности. Этим же решением отказано в удовлетворении требований к Управлению труда и социального развития области, что подтверждает довод о ненадлежащем ответчике.

Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства их надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Представитель истца отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании возражает против её удовлетворения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Константинов Александр Иванович, 05 мая 1990 года рождения, принят на учёт нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с составом семьи 1 человек на основании постановления администрации города Тамбова от 26.09.2008 №7292.

Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 19.10.2010 по делу №2-2201/2010 суд обязал администрацию города Тамбова предоставить Константинову А.И., 05 мая 1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова общей площадью не менее 15,0 кв.м. Указанное решение вступило в законную силу 29.11.2010, о чём свидетельствует соответствующая отметка на экземпляре решения.

Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова от 19.10.2010 по делу №2-2201/2010 постановлением администрации города Тамбова от 02.11.2011 №7911 «О заключении договоров социального найма жилых помещений, предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда» Константинову А.И. предоставлена однокомнатная квартира №89, общей площадью 28,9 кв.м., в д.№198 «Г» по ул. Советской города Тамбова.

09.11.2011 между Константиновым А.И. и МУ «Долговой центр» заключен договор социального найма №611/11/С о безвозмездной передаче жилья в собственность Константинова А.И. квартиры № 89 в доме № 198 «Г» по улице Советской города Тамбова.

Ссылаясь на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью вне очереди является обязанностью ответчика, истец обратился с настоящим иском о взыскании убытков, причинённых в результате предоставления Константинову А.И. жилого помещения.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём взыскания убытков.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки возмещаются в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Для применения ответственности в виде убытков на основании данных норм права необходимо установить факт нарушения ответчиком обязательств, наличие и размер убытков, причинную связь между действиями ответчика и убытками.

В силу требований статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счёт средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно Уставу Тамбовской области, постановлению администрации Тамбовской области от 05.12.2005 №1108 «О структуре исполнительных органов государственной власти» Управление социального развития Тамбовской области (переименовано в Управление труда и социального развития Тамбовской области) входит в структуру исполнительных органов государственной власти Тамбовской области.

Согласно Положению, утверждённому постановлением главы администрации Тамбовской области от 04.05.2012 №29, основными задачами Управления являются: участие в выработке и реализации государственной политики в сфере социального развития, социального обслуживания населения, укрепления института семьи, защиты семьи, материнства и детства, повышения уровня и качества жизни населения, улучшения демографической ситуации на территории Тамбовской области; обеспечение государственных гарантий прав граждан на социальное обслуживание, получение государственной социальной помощи, получение социальных услуг; обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей и детей.

Управление осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств федерального и областного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, в том числе в части организации и осуществления ведомственного финансового контроля.

В соответствии со статьёй 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5).

Статья 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 5 Федерального закона №159-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 №682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения или если их возвращение в закреплённые за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А14-3356/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также