Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А64-5722/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 марта 2015 года                                                       Дело № А64-5722/2013

г. Воронеж          

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                       Михайловой Т.Л.,

                                                                                               Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

при участии в судебном заседании:

от Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Тамбову: Тарабриной В.С., доверенность 05-23/031654 от 31.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред» на решение по делу Арбитражного суда Тамбовской области от 11.11.2014 по делу № А64-5722/2013 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред» (ОГРН1026801361674, ИНН 6833002130) к Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Тамбову о признании недействительным решения № 13-48/5676 от 03.07.2013 в части,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Тамбовремтехпред» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.07.2013 № 13-48/5676 в части доначисления земельного налога в сумме 386 295 руб., пени в сумме 29 002 руб. и штрафных санкций в размере 77 259 руб. (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.11.2014 требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа № 13-48/5676 от 03.07.2013 в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 61 807 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить состоявшийся судебный акт в части отказа в признании недействительным решения налогового органа № 13-48/5676 от 03.07.2013  и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается, что сумму подлежащего уплате за 2012 год земельного налога необходимо исчислять исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.10.2012 по делу № А64-10830/2011.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит оставить решение Арбитражного суда Тамбовской области без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным, выводы суда – основанными на имеющихся в деле доказательствах.  

В судебном заседании 19.02.2015 был объявлен перерыв до 26.02.2015.

В судебное заседание не явился представитель Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление Общества с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей Общества.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Тамбовремтехпред» в спорный период на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 68:29:0308048:28, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, 9.

Согласно данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, кадастровая стоимость данного участка на 01.01.2012 (на начало спорного налогового периода) составляла 55 945 871,52 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 по делу № А64-10830/2011 (вступило в законную силу 21.09.2012) в отношении указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость, равная рыночной, а именно – 17 316 410 руб.

ООО «Тамбовремтехпред» 30.01.2013 представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тамбову налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. При заполнении декларации Общество использовало при начислении земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 68:29:0308048:28 кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 по делу № А64-10830/2011.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, итоги которой отражены в акте № 1348/6702 от 21.05.2013.

Исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка по данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2012 Инспекцией произведен расчет подлежащего уплате налогоплательщиком земельного налога. В результате чего, общая сумма налога, подлежащего уплате за 2012 год, составила 559 459 руб., в то время как Общество исчислило и уплатило налог в сумме 173 164 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято решение № 13-48/5676 от 03.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО «Тамбовремтехпред» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 77 259 руб. Также Обществу доначислен земельный налог в сумме 386 295 руб. и пени – 29 002 руб.

Решением УФНС России по Тамбовской области от 14.08.2013 № 11/93 решение Инспекции № 13048/848 от 12.08.2013 оставлено без изменения, а жалоба Общества – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции № 13-48/5676 от 03.07.2013 ООО «Тамбовремтехпред» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, полагая, что верно исчислило земельный налог, приняв в качестве налоговой базы кадастровую стоимость участка, равную рыночной, установленную по делу А64-10830/2011.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является лишь основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и не изменяет порядок определения налоговой базы по земельному налогу (п.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), которая определяется как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января текущего налогового периода.

Суд апелляционной инстанции вынужден признать такой вывод суда первой инстанции ошибочными в связи со следующим.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

На территории г. Тамбова земельный налог установлен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 «Об установлении земельного налога на территории города Тамбова».

В соответствии с пунктом 7 данного решения закреплено, что налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящего решения, и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода, авансовых платежей по налогу и уплачивается в срок до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 1  ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 по делу № А64-10830/2011 установлена рыночная стоимость принадлежащего Обществу земельного участка, у органа кадастрового учета действительно возникла обязанность внести сведения о данной стоимости в кадастр с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, положения главы 31 НК РФ «Земельный налог» не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода – данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7701/12.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы в части возможности расчета налога на основании рыночной стоимости, вступившими в законную силу судебным актом, следует признать обоснованными.

Согласно представленному Инспекцией расчету кадастровая стоимость земельного налога за период с 01.01.2012 по 21.09.2012, то есть с учетом пункта 7 статьи 396 НК РФ за девять месяцев владения, составляет 419 594 руб., с 22.09.2012 по 31.12.2012, то есть за три месяца владения – 43 291 руб. Сумма земельного налога за 2012 год составляет 462 885 руб.

Учитывая, что Общество самостоятельно исчислило и уплатило налог в сумме 173 164 руб., налоговым органом правомерно доначислен решением № 13-48/5676 от 03.07.2013 налог в размере 289 721 руб. Доначисление налога в части 96 574 руб. (386 295 - 289 721) следует признать неправомерным.

Исходя из всего изложенного, апелляционная коллегия не может признать обоснованным вывод Арбитражного суда Тамбовской области о законности и обоснованности принятого налоговым органом решения № 13-48/5676 от 03.07.2013 в части доначисления налога на землю в сумме 96 574 руб.

В связи с тем, что законность доначисления указанной суммы налога на землю Инспекцией не доказана, отсутствуют также основания для начисления на указанную сумму пени в соответствии со статьей 75 НК РФ в размере 2006 руб., а также для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статье 122 НК РФ в сумме 19 315 руб.

С учетом того, что суд первой инстанции, применив положения ст. 112, 114 НК РФ, уменьшил сумму исчисленного Инспекцией штрафа в пять раз, подлежит уплате Обществом по оспариваемому решению штраф в сумме 11 589 руб. (77 259 – 19 315)/5).

Таким образом, решение Инспекции № 13-48/5676 от 03.07.2013  подлежит признанию недействительным в части начисления штрафа по ст. 122 НК РФ в сумме 65 670 руб. (77 259 –  11 589).

При таких обстоятельствах заявление Общества подлежит частичному удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции – изменению.

Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате Обществом государственной пошлины в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на налоговый орган в качестве судебных расходов (пункт 1 статьи 110 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 112, 201, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред» (ОГРН1026801361674, ИНН 6833002130) удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.11.2014 по делу № А64-5722/2013 изменить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Тамбову № 13-48/5676 от 03.07.2013 в части доначисления земельного налога в сумме 96 574 руб., пени в сумме 2006 руб., привлечения Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред»  к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 65 670 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы г. Тамбову в пользу Открытого акционерного общества «Тамбовремтехпред» (ОГРН1026801361674, ИНН 6833002130) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.

Председательствующий судья                                              Н.А. Ольшанская

Судьи                                                                                      Т.Л. Михайлова

                                                                                                М.Б. Осипова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А14-13134/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также