Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А48-3074/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

5 марта 2015 года                                                           Дело  № А48-3074/2014  

г. Воронеж                                                                                                

Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2015 года

       Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Скрынникова В.А.,

судей:                                                                                          Ольшанской Н.А.,

                                                                                                     Осиповой М.Б.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем  Сывороткиной Е.Е.,

       при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области:  представители не явились, извещено надлежащим образом,

от МБОУ средняя образовательная школа №2 г.: представители не явились, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014 по делу №А48-3074/2014 (судья Полинога Ю.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области к МБОУ средняя образовательная школа №2 г. Орла  о взыскании финансовой санкции,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда)  обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа №2 г. Орла  (далее также – МБОУ средняя образовательная школа №2 г. Орла, учреждение,  ответчик) о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 -2013гг.  в размере 15 836,1 руб.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014 заявленные требования удовлетворены в части, суд взыскал с МБОУ средняя образовательная школа №2 г. Орла в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в сумме 500 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с ответчика финансовых санкций за представление недостоверных сведений о сумме начисленных страховых взносов (без учета подлежащей включению в базу для исчисления страховых взносов суммы материальной помощи в размере 293 226,69 руб.),  Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части указанного эпизода.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на правомерность применения ответственности за представление ответчиком недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, обусловленных выводом Управления о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного применения нормы, установленной п.11 ч.1 ст.9 Закона №212-ФЗ, к суммам выплаченных работникам в 2013г. премий, облагаемых страховыми взносами в общеустановленном порядке. Управление Пенсионного фонда указывает, что факт неполного отражения сумм страховых взносов в индивидуальных сведениях застрахованных лиц является следствием недостоверности данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица и приводит к ущемлению пенсионных прав застрахованных лиц. Исходя из чего, Управление считает, что данный эпизод обоснованно включен в расчет суммы штрафа при применении ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ,

Как усматривается из апелляционной жалобы, Управление Пенсионного фонда не согласно с решением Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014  по настоящему делу  лишь в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с ответчика финансовых санкций за представление недостоверных сведений о сумме начисленных страховых взносов по эпизоду, касающемуся занижения учреждением базы для исчисления страховых взносов в результате необоснованного учета сумм выплаченных работникам премий в качестве материальной помощи, с применением к данным выплатам положений п. 11 ч.1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, предусматривающих обложение страховыми взносами сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, свыше 4 000 рублей на одного работника за расчетный период. Размер штрафа по обжалуемому эпизоду исчислен органом Пенсионного фонда исходя из суммы 293 226,69 руб.

На основании изложенного, в соответствии с ч.5 ст.268 АПК РФ,  учитывая отсутствие возражений со стороны других участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой заявителем части.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании   статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, а также дополнительно представленных доказательств, Управлением Пенсионного фонда была проведена плановая выездная проверка МБОУ средняя образовательная школа №2 г. Орла на предмет правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов и достоверности представленных сведений персонифицированного учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. По результатам проверки составлен акт проверки от 17.03.2014 №067 021 14 АВ 0000051 и вынесено решение №40  от 11.04.2014 о привлечении плательщика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 Указанным решением учреждение  привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 15836,1 руб.

На основании указанного решения в адрес ответчика выставлено требование №78 от 28.04.2014, которым предложено уплатить сумму штрафа в срок до 26.05.2014.

Поскольку в установленный срок указанное требование не было исполнено ответчиком, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у страхователя обязанности по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, а также о суммах страховых взносов, которые им не начислялись. При этом Арбитражный суд Орловской области правомерно руководствовался следующим.

На основании пп.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к числу обязанностей страхователей, в том числе, отнесено представление в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон №27-ФЗ), который является  составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан, в том числе, в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) перечисленные в данной норме сведения, в том числе, сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования и сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Предусмотренная  абз.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ ответственность применяется к страхователям, в том числе, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов,  страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума  ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/2011, от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 .

Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

На основании изложенного, в части представления сведений о суммах выплат и начисленных страховых взносах, недостоверность которых обусловлена выявленным в ходе проведенной проверки занижением плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов, в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена  абз.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ.

С учетом указанных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда о взыскании с ответчика финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в части обжалуемого эпизода.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014 по делу №А48-3074/2014 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014 по делу №А48-3074/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

             Председательствующий судья:                                В.А. Скрынников

            Судьи:                                                                          Н.А. Ольшанская

                                                                                                  М.Б. Осипова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А48-3764/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также