Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А64-7518/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                    

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

02 марта  2015 года                                                       Дело № А64-7518/2014

город Воронеж                                                                                          

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                      Ольшанской Н.А.,                                                                                                                                              

                                                                                                 Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем 

                                                                                             Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2014 по делу № А64-7518/2014 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению администрации Моршанского района Тамбовской области (ОГРН 10268000682083, ИНН 6809002612) к государственному учреждению – Тамбовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании частично недействительными решений, 

при участии в судебном заседании:

от государственного учреждения – Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – представители не явились, надлежаще извещено;

от администрации Моршанского района Тамбовской области – представители не явились, надлежаще извещена,

  УСТАНОВИЛ:

Администрация Моршанского района Тамбовской области (далее – администрация Моршанского района, администрация, страхователь) обратилась в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения – Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования, фонд, страховщик) от 11.09.2014 № 532 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части взыскания страховых взносов в сумме 1 389,91 руб. и штрафа в сумме 277,98 руб., а также от 11.09.2014  № 532н/с «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части взыскания страховых взносов в сумме 95,85 руб., штрафа в сумме 19,17 руб.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2014 требования страхователя были удовлетворены, решения  от 11.04.2014 № 532 и 532н/с признаны незаконными в оспариваемых частях.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Фонд социального страхования обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе страхователю в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на  то, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) производится страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и, поскольку данные выплаты не поименованы  в статье  20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона  от 08.12.2010 № 348-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2011, далее – Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Закон № 125-ФЗ) и  в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009  № 212-ФЗ, Закон № 212-ФЗ), то они подлежат  обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статей 20.1 Закона № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ) и 7 Закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений.

Кроме того, по мнению фонда, указанные выплаты не могут быть приравнены к государственным пособиям, поименованным в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в которой подразумеваются государственные пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей  военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) (далее – Федеральный закон от 04.06.2011 № 128-ФЗ, Закон № 128-ФЗ), а также государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные  Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ, Закон № 81-ФЗ).

Поскольку, как указывает фонд,  действующим законодательством определен исчерпывающий перечень мер государственной поддержки, а именно: меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, повышения уровня пенсионного обеспечения, коррекционно-педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями, то спорные выплаты по своему экономическому смыслу не могут быть отождествлены с мерами государственной поддержки.

Администрация Моршанского района в представленном отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Страхователь указывает, что Фонд социального страхования производит спорные выплаты в обязательном порядке, считая их социальным обеспечением в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующего положения в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть вне рамок соглашения между работником или работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Представители Фонда социального страхования и администрации Моршанского района, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, направив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, фондом была проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) администрацией Моршанского района страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов  на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены акты от 20.08.2014 № 532 и № 532 н/с и приняты решения от 11.09.2014 № 532 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и от 20.08.2014 № 532 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Решением от 11.09.2014 № 532 администрация была привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 281,2 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате занижения базы для их уплаты, а также ей предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 406 руб.

Решением от 11.09.2014 № 532 н/с администрация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 19,39 руб.  и ей предложено уплатить недоимку в сумме 96,96 руб.  

Основанием для принятия данных решений послужили выводы фонда о занижении страхователем базы для  начисления страховых взносов вследствие необоснованного невключения в нее сумм среднего заработка, начисленного работникам, имеющим детей-инвалидов, за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.

Полагая решения фонда от 11.09.2014 №№ 532 и 532 н/с незаконными в части начисления страховых взносов в сумме 1 389,91 руб., штрафа в сумме 277,98 руб., а также страховых взносов в сумме 95,85 руб., штрафа в сумме 19,17 руб. с сумм среднего заработка, выплаченного работникам, имеющим детей-инвалидов, за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, администрация обратилась в арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя решением от 29.12.2014 заявленные требования, арбитражный суд Тамбовской области исходил из того, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых и иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Соглашаясь  с выводом суда области в указанной части, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ  страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы  на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В силу пункта 1  статьи 7  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

Одновременно статьей 9 Закона № 212-ФЗ  определены виды выплат,  не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В частности, к таким выплатам относятся указанные в  пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А48-919/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу  »
Читайте также