Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А14-12442/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

10 февраля 2015 года                                                  Дело № А14-12442/2014

город Воронеж                                                                                           

          Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года

          Постановление в полном объеме изготовлено  10 февраля 2015 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                      Ольшанской Н.А.,                                                                                                                                              

                                                                                                 Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем                                                                                                   

                                                                                                  Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2014 по делу № А14-12442/2014 (судья Медведев С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания «ФАРМСТИЛЬ» (ОГРН 102360158160, ИНН 3662046002) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании недействительным решения от 07.07.2014 № 046 036 14 РК 0003609,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания «ФАРМСТИЛЬ» – представители не явились, надлежаще извещено;

от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже – представители не явились, надлежаще извещено,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания «ФАРМСТИЛЬ» (далее – общество НПК «ФАРМСТИЛЬ», общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее – управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) от 07.07.2014 № 046 036 14 РК 0003609 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Решением арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2014 заявленные требования удовлетворены.

Управление Пенсионного фонда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2014 об удовлетворении требований общества и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на неверное применение  судом первой инстанции  нормы, предусмотренной  пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Закон № 212-ФЗ),  устанавливающей право на применение  в 2012-2013 годах  пониженного тарифа страховых взносов для аптечных организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений,  производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

По мнению фонда, указанная норма предусматривает, что  фармацевтической деятельностью, в связи с осуществлением которой возможно применение пониженного тарифа, должны заниматься не только  сами аптечные организации, но и физические лица, которым производятся выплаты, что подразумевает обязательное наличие у этих физических лиц высшего  или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.

Следовательно, по мнению фонда, в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, не соответствующих указанным требованиям, аптечная организация, уплачивающая единый налог на вмененный доход, должна применять тарифы страховых взносов, установленные статьей  58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а не статьей 58 названного Закона.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество НПК «ФАРМСТИЛЬ» возразила против доводов управления Пенсионного фонда, считая решение суда области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в решении суда первой инстанции.

В судебное заседание не явились представители управления Пенсионного фонда и общества, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество   НПК «ФАРМСТИЛЬ», зарегистрированное в качестве юридического лица 17.10.1997, имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 23.03.2012 № ЛО-36-02-000832, выданную ему Департаментом здравоохранения Воронежской области  без ограничения срока действия. Согласно указанной лицензии, общество вправе осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных пунктах, размещенных по ряду адресов г. Воронежа и Воронежской области.

06.03.2013 обществом НПК «ФАРМСТИЛЬ» в управление Пенсионного фонда был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и  на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2012 год, в котором  общество отразило выплаты и вознаграждения, произведенные физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, применив ставку исчисления страховых взносов 0 процентов.

По результатам проверки  представленного расчета фондом  был составлен акт камеральной проверки от 04.06.2014 № 04603630002874 и принято решение от 07.07.2014 № 046 036 14 РК 0003609 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым общество НПК «ФАРМСТИЛЬ» привлечено к ответственности, предусмотренной статьями 47 (пункт 1) и 48  Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ,  в суммах соответственно  32 517,95 руб. и 5 000 руб., а также  ему предложено уплатить  недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме  45 799,91 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 116 789,76 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме  7 977,17 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме  20 340,39 руб.

При этом при вынесении решения управлением Пенсионного фонда была допущена опечатка в расчете итоговой суммы финансовых санкций. Вместо 37 517,95 руб. (32 517,95 + 5 000), указана сумма  32 517,95 руб.

Основанием указанных доначислений явился вывод фонда  о том, что в проверенный период обществом произведена выплата заработной платы работникам, не осуществляющим непосредственно фармацевтическую деятельность, под которыми фондом понимаются физические лица, не имеющие высшего или среднего специального образования и  сертификата специалиста – административно-управленческий  персонал и  уборщицы.

Ответственность по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ применена за неполную уплату страховых взносов, ответственность по статье 48 этого же Закона – за непредставление страхователем  по требованию фонда от 12.05.2014 № 046 036 14 ИД 0000818 документов о высшем или  среднем фармацевтическом образовании  и сертификатов специалистов на каждое застрахованное лицо, указанное в отчете за 2012 год.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, признавая решение от 07.07.2014 № 046 036 14 РК 0003609 недействительным, указал, что работники общества самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. Такую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее ? Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ, Закон  № 61-ФЗ), осуществляет аптечная организация, то есть само общество, следовательно, обществом правомерно применен тариф, установленный в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ для аптечных организаций, уплачивающих единый налог на вмененный  доход, в отношении выплат, производившихся им своим работникам.

Также суд указал на отсутствие у фонда оснований для привлечения страхователя к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за непредставление   документов, подтверждающих наличие у  части работников  высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов, так как такие документы не могли быть представлены фонду в силу того что работники, в отношении которых они истребовались, не являются фармацевтами.

Апелляционная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласна,  исходя при этом  из следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,  регулируются Федеральным законом от 24.07.2009  № 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий плательщиков.

Согласно пункту  10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение 2012-2013 годов пониженные тарифы страховых взносов (в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации ? 0 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ? 0 процентов) установлены для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ  и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ  под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона № 61-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ  фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Из изложенных правовых норм следует, что  фармацевтическую деятельность вправе осуществлять лишь  лица, имеющие  лицензию на осуществление  фармацевтической деятельности, к которым относятся и организации, то есть юридические лица (включая их обособленные структурные подразделения),  и индивидуальные предприниматели.

Данный вывод следует также и из пункта 12 статьи 1  Федерального закона от  21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Закон № 323-ФЗ), содержащего понятие фармацевтической организации - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация) и приравнивающего к фармацевтическим организациям индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность.

Часть 2 статьи 52 Закона № 61-ФЗ  предусматривает также возможность осуществления фармацевтической деятельности  физическими лицами (то есть лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя)  при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами, устанавливая при этом,  что названные лица должны работать в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 названной статьи, то есть  в амбулаториях, фельдшерских

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А14-12441/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также