Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А14-10071/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 декабря 2014 года Дело № А14-10071/2014 город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Владимировой Г.В., судей Маховой Е.В., Андреещевой Н.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А., при участии: от субъекта Российской Федерации – Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области: Ступников Олег Анатольевич, представитель по доверенности № 3 от 10.01.2014, от открытого акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»: представитель не явился, извещено надлежащим образом, от Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (ОГРН 1023601532646, ИНН 3666098668) на определение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 об отказе в привлечении соответчика по делу № А14-10071/2014 (судья Письменный С.И.) по иску открытого акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ОГРН 1103668042664, ИНН 3664108409) к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (ОГРН 1023601532646, ИНН 3666098668), при участии в деле третьих лиц: Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, о взыскании 207 488 041 руб. 16 коп. убытков, УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (далее – истец, ОАО «ППК «Черноземье») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики (далее – ответчик) о взыскании за счёт казны Воронежской области убытков в размере 207 488 041 руб. 16 коп., возникших в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Воронежской области в 2011 году. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – третьи лица). От Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Определением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчиков было отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, ходатайство о привлечении к участию в деле соответчиков удовлетворить. Необходимость привлечения Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации соответчиками по делу заявитель мотивировал исполнением органами государственной власти Воронежской области императивных предписаний, содержащихся в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и согласованного Министерством финансов Российской Федерации. В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. Через канцелярию суда от Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. Выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики и отмены определения Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 не имеется в связи со следующим. Статьей 46 АПК РФ установлено, что иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Процессуальное соучастие допускается, если: 1) предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков; 2) права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание; 3) предметом спора являются однородные права и обязанности. Таким образом, процессуальное соучастие – это участие в арбитражном процессе нескольких лиц на стороне истца или ответчика, права, требования и обязанности которых не исключают друг друга. В рамках спора по настоящему делу заявлено требование к Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики о взыскании за счёт казны Воронежской области убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Воронежской области в 2011 году. Как следует из п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2011 г. № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. При этом в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 указано, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. Исходя из вышеизложенных положений и разъяснений, ответчиком по иску о возмещении убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки, является публично-правовое образование в лице соответствующего органа, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Таким образом, в данном случае, исходя из предмета заявленного требования, нет оснований считать, что предметом спора являются общие обязанности нескольких ответчиков. В силу ч. 5 ст. 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. В случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика (ч. 6 ст. 46 АПК РФ). Между тем, истец против привлечения Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков возражал. Каких-либо требований к указанным лицам на момент разрешения данного ходатайства заявлено не было. Суд первой инстанции обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 46 АПК РФ, свидетельствующих о невозможности рассмотрения настоящего дела о взыскании внедоговорных убытков без участия в деле в качестве соответчика Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, также не установил, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства ответчика правомерно отказал. Аргументированных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем жалобы не приведено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены определения суда первой инстанции не имеется. В соответствии с пунктом 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 (ред. от 10.11.2011) «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» определения о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности (часть 3 статьи 39 АПК РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика (часть 7 статьи 46 АПК РФ), об отказе во вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (часть 4 статьи 50 АПК РФ), об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 3.1 статьи 51 АПК РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство (часть 7 статьи 130 АПК РФ) могут быть обжалованы в срок, не превышающий десяти дней со дня их вынесения, в суд апелляционной инстанции. По смыслу положений, содержащихся в части 3 статьи 39, части 7 статьи 46, части 4 статьи 50, части 3.1 статьи 51, части 7 статьи 130 АПК РФ, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 АПК РФ обжалование в суд кассационной инстанции постановлений суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции, поименованных в данных статьях АПК РФ, законом не предусмотрено. При этом следует иметь в виду, что в отношении указанных определений могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в суде апелляционной инстанции, суде кассационной инстанции или при пересмотре дела в порядке надзора. Руководствуясь ст.ст. 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 об отказе в привлечении соответчика по делу № А14-10071/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в кассационном порядке обжалованию не подлежит. Председательствующий судья Г.В. Владимирова Судьи Е.В. Маховая Н.Л. Андреещева Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А64-2782/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|