Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А35-3276/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 ноября 2014 года                                                              Дело № А35-3276/2014

г. Воронеж          

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                       Скрынникова В.А.,

                                                                                                          Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии в судебном заседании:

от Закрытого акционерного общества «Курский Агрохолдинг»: Аладьевой Е.Н., представителя по доверенности №91 от 01.08.2014,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Курской области: Калитвенцевой Н.Н., представителя по доверенности № 03-1-03/000014 от 09.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курской области от  22.08.2014 по делу № А35-3276/2014 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) к Обществу с ограниченной ответственностью «Курская АЭС-Сервис» (ОГРН 1094613000503, ИНН 4634010454) о взыскании суммы финансовой санкции в размере 69 799,13 руб.,

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) (далее – Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Курская АЭС-Сервис» (далее – Общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 69 799,13 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 22.08.2014 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить заявленные требования, полагая, что судом неверно установлены фактические обстоятельства по делу.

В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки, и свидетельствующие о представлении страхователем недостоверных сведений персонифицированного учета за проверяемый период; Общество приняло меры по устранению выявленных недостатков только после проведенной проверки – согласно замечаний Управления.

В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным, выводы суда – основанными на имеющихся в деле доказательствах.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьями 268 – 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Управление провело документальную проверку достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ в ООО «Курская АЭС-Сервис» за период с 01.07.2011 по 31.12.2012, в ходе которой установило неверное отражения сведений о трудовом стаже 15 работников Общества.

Для устранения несоответствий, выявленных в результате проверки, страхователю ООО «Курская АЭС-Сервис» в акте № 1442 от 18.06.2013 было предложено в срок до 01.07.2013 представить корректирующие формы индивидуальных сведений.

Во исполнение указанного акта Обществом 28.06.2013 были представлены соответствующие корректирующие сведения.

Орган Пенсионного фонда 30.07.2013 составил акт № 19, по результатам рассмотрения которого вынесено решение № 19 о привлечении к ответственности ООО «Курская АЭС-Сервис», согласно которому ООО «Курская АЭС-Сервис» привлечено к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания 10% причитающихся за проверяемый период (3 – 4 кварталы 2011 года, 1 – 4 кварталы 2012 года) платежей в Пенсионный фонд РФ в сумме 69 799,13 руб.

На основании указанного решения орган Пенсионного фонда выставил требование № 19 от 30.09.2013 об уплате финансовых санкций в срок до 14.10.2013. Неуплата финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.

Общество признало допущенную ошибку при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и в двухнедельный срок исправило обнаруженные ошибки.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования Управления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции на момент принятия Управлением решения о привлечении к ответственности) было предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.

Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее – письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).

Статьей 42 Федерального закон № 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Федерального закон № 212-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закон № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закон № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.

Апелляционная коллегия отмечает, что согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ ответственность несет страхователь, уклоняющийся от предоставления достоверных и в полном объеме сведений.

При рассмотрении спора судом установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные Управлением ошибки исправлены Обществом в установленный законом двухнедельный срок.

Также судебная коллегия обращает внимание, что сформированный в письме № КА-09-25/13379 подход к освобождению от ответственности не дифференцирован в зависимости от вида проверки, которой выявлены ошибки, подлежащие исправлению. В письме № КА-09-25/13379 комментируются положения утративших силу нормативных актов. Вместе с тем разъяснения, приведенные в письме, актуальны и в текущий момент времени, поскольку приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (применяется страхователями с 01.06.2010), предусматривающая аналогичные сроки для исправления ошибок.

Поскольку Общество не уклонялось от предоставления достоверных сведений и исправила допущенные ошибки, выявленные Управлением, до истечения двухнедельного срока, санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не может быть признана правомерной.

Примененный судом правовой подход единообразно применяется арбитражными судами (например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13 по делу № А63-12351/2011).

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы Управления судом апелляционной инстанции не решается, так как органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.

Руководствуясь статьей пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                            ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 22.08.2014 по делу № А35-3276/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.

Председательствующий судья                                                        Н.А. Ольшанская

Судьи                                                                                               В.А. Скрынников

                                                                                             Т.Л. Михайлова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А64-1438/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также