Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу n А64-8128/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 сентября 2014 года                                                            Дело № А64-8128/2013

город Воронеж                                                                                               

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Поротикова А.И.,

судей                                                                                  Маховой Е.В.,

                                                                                            Мокроусовой Л.М.,

                                                                                            

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,

при участии:

от Кобзева Сергея Владимировича: Субботиной Н.А., представителя по доверенности 68 АА 0368782 от 07.12.2012;

от Муниципального образования городской округ – город Тамбов в лице администрации города Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ – город Тамбов в лице администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда  Тамбовской  области от 26.05.2014 по делу № А64-8128/2013 (судья Захаров А.В.) по исковому заявлению  Кобзева Сергея Владимировича, г. Тамбов, к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области, г. Тамбов, Администрация Тамбовской области, г. Тамбов, третье лицо: Муниципальное образование городской округ – город Тамбов в лице администрации города Тамбова  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

У С Т А Н О В И Л:

Кобзев Сергей Владимирович (далее – Кобзев С.В.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г.Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 68:29:0305013:45, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Бригадная, д. 3 равной 1 602 900 руб., и земельного участка, кадастровый номер 68:29:0302001:102, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 3 равной 733 500 руб.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.02.2014 г. произведена замене ненадлежащего ответчика - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области на надлежащих ответчиков – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области и Администрацию Тамбовской области.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.02.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование городской округ – город Тамбов в лице администрации города Тамбова и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.

В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Бригадная, д. 3 равной 1 493 989 руб., руб. и земельного участка, кадастровый номер 68:29:0302001:102, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 3 равной 710 094 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской  области от 26.05.2014 по делу № А64-8128/2013 требования истца удовлетворены.  

Не согласившись с принятым решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской  области от 26.05.2014 по делу № А64-8128/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.09.2014г. представитель истца возражал в отношении доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились.

От ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии его представителя.  

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.         

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, а также заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.   

Как следует из материалов дела, Кобзеву Сергею Владимировичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:29:0305013:45, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Бригадная, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА 817110 от 26.08.2008), и земельный участок с кадастровым номером 68:29:0302001:102, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АБ 307043 от 23.03.2011).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45, его кадастровая стоимость составляет 7 062 067,6 руб. (кадастровый паспорт от 24.06.2011 №6829/206/11-8001) и кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102, его кадастровая стоимость составляет 4 415 011,3 руб. (кадастровый паспорт от 09.04.2013 №6800/201/2013-77511).

Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102, принадлежащих истцу на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени, Кобзев С.В. обратился к ОАО «Тамбов-Альянс» для производства оценки рыночной стоимости данных земельных участков.

Согласно Отчету №53/1-13 от 10.04.2013 с учетом дополнения №1 от 24.03.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 708 133 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102 по состоянию на 01.01.2013 – 772 422 руб.

         Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102 должна быть равной рыночной, истец обратился в суд с настоящим требованием.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102 установлена постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

          Представленный истцом Отчет №53/1-13 от 10.04.2013 (с учетом дополнения №1 от 24.03.2014) подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102 существенно превышает их рыночную стоимость.                       

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998                   № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.

Согласно Отчету №53/1-13 от 10.04.2013 (с учетом дополнения №1 от 24.03.2014) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0305013:45 по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 708 133 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:102 по состоянию на 01.01.2013 - 772 422 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу n А48-361/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также