Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А64-9139/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«23» июля  2014 года                                                      Дело № А64-9139/2012

город Воронеж                                                                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено  23 июля  2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Ушаковой И.В.,

судей                                                                                     Мокроусовой Л.М.,

Суховой И.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зарубиной Н.Е.,

при участии:

от Администрации города Тамбова: Горских Е.В., представителя по доверенности №2-40-413/14 от 04.04.2014; Двойцовой Т.Ю., представителя по доверенности №2-40-2690/13 от 06.12.2013;

от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Махова Владимира Павловича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области Муниципальное образование - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова (ОГРН 102680115009, ИНН 6831003555) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014г. по делу № А64-9139/2012 (судья Макарова Н.Ю.) по исковому заявлению Махова Владимира Павловича, г.Тамбов к ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Тамбовской области Администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Муниципальное образование - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова

 

УСТАНОВИЛ:

 

Махов Владимир Павлович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – ответчик)  об установлении кадастровой     стоимости     земельного     участка,     расположенного     по     адресу:       г.Тамбов, ул.Монтажников, д.1, с кадастровым номером 68:69:0205001:490, равной его рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.01.2014 исключены из  числа  третьих  лиц  и   привлечены   к  участию   в   деле   в   качестве соответчиков: ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице   филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация города Тамбова.

Определением арбитражного суда от 11.02.2014 исключено из числа соответчиков - Управление Росреестра по Тамбовской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а аткже в качестве третьего лица привлечено Муниципальное образование город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014  исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

Истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитета по управлению имуществом Тамбовской области явку полномочных представителей не обеспечили, отзывы не представили.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей  123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Представители Администрации города Тамбова в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили отменить оспариваемое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании,  считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Махову Владимиру Павловичу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 6022 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленную зону, кадастровый номер 68:29:0205001:490, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул.Монтажников, д.1.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 19.11.2012 - 24 981 423 руб. 92 коп.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, и что влечет к увеличению размера подлежащего оплате земельного налога, обратилась к независимому оценщику для производства оценки рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету об оценке № 15/14 от 22.01.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:490 составляет 5784000 руб.

Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере ведет к повышению суммы налога, Махов В.П. в целях защиты своих прав обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:490   равной его рыночной стоимости.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из их обоснованности, приняв за основу заключение эксперта, сделанное в рамках назначенной по настоящему делу судебной экспертизы.

Суд апелляционной инстанции полагает оспариваемое решение суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В силу пункта 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О).

Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).

В соответствии с  правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения  кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно быть основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В ходе искового производства по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости конкретного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А35-7153/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также