Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А36-76/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

       

     

                                                           

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

11 июня 2014 года                                                              Дело № А36-76/2014

город Воронеж                                                                                          

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 года

Полный текст постановления изготовлен  11 июня 2014 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                      Скрынникова В. А.,                                                                                                                                              

                                                                                                 Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2014 по делу № А36-76/2014 (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» (ОГРН 1024840833588, ИНН 4823018811) к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании незаконным решения от 17.12.2013 № 058/001/442-2013

                          

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат»: Береснева И.А., представителя по доверенности от 09.01.2014 № 5 выданной сроком до 31.12.2014;

от государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке – представители не явились, надлежаще извещено,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Домостроительный комбинат» (далее – общество «Домостроительный комбинат», общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее – управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 17.12.2013 № 058/001/442-2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части:

   - привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2011 год в виде взыскания 3 722,2 руб. штрафа;

   - привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений за период 2011 год в виде взыскания 14 393,12 руб. штрафа;

   - доначисления 18 611 руб. недоимки в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования;

   - доначисления пени в сумме 4 348,24 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2014 требования общества удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на положения статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливающей перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, за которые не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В данный перечень, по мнению фонда, не входят дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами. Следовательно, в случае неуплаты страховых взносов на суммы среднего заработка за указанные дни, они не могут быть включены в страховой стаж.

При этом, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс), производится в рамках трудовых отношений и не поименована в статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ, то независимо от источника финансирования такой выплаты и на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Также фонд указывает, что законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования, расходов страхователей на уплату страховых взносов, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, следовательно, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя.

Кроме того, управление Пенсионного фонда ссылается на то, что, поскольку фондом при проведении проверки выявлен как факт выплаты работникам дохода, подлежащего обложению страховыми взносами, и неисчисления с этих выплат страховых взносов, так и факт непредставления фонду сведений о произведенных выплатах,  то у него имелись основания как для начисления страховых взносов, так и для привлечения общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов и за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного)  учета в отношении ряда работников.

                                                                             

В представленном отзыве общество «Домостроительный комбинат» возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

По мнению общества, выплаты, связанные с предоставлением дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданами, имеющими детей-инвалидов и обязанными осуществлять за ними надлежащий уход. При этом общество основывает свои выводы на позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 (далее – постановление от 08.06.2010 № 1798/10).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции управление Пенсионного фонда, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителей общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты  (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 15.11.2013 № 058/001/442-2013.

Рассмотрев акт выездной проверки от 15.11.2013 № 058/001/442-2013, возражения страхователя и иные материалы проверки, заместитель начальника управления Пенсионного фонда принял решение от 17.12.2013 № 058/001/442-2013, пунктом 5 которого общество было привлечено к ответственности, предусмотренной  пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 13 359,41 руб.

Также указанным пунктом общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в общей сумме 14 393,12 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 6 данного решения обществу было начислено 15 294,16 руб. пени по состоянию на 17.12.2013, а пунктом 7 предложено уплатить недоимку в общей сумме 66 797,07 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда на страховую часть – 44 780,43 руб., на накопительную часть – 11 104,92 руб., на обязательное медицинское страхование 6 592 руб. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 4 320 руб. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

При этом, определяя обязанности общества в качестве страхователя по исчислению и уплате страховых взносов, фонд, в том числе, пришел к выводу о неправомерном неисчислении их обществом с сумм выплат, произведенных  работникам Бабич А.В., Соколову Р.С. и Струковой М.В. при предоставлении им в 2011 году дополнительных оплачиваемых выходных дней как лицам, осуществляющему уход за детьми-инвалидами (пункт 2 мотивировочной части решения). 

Не согласившись с данными выводами, общество обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании указанного решения частично недействительным.

Удовлетворяя требования общества решением от 25.03.2014, суд первой инстанции  обоснованно исходил из следующего.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ  страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы  на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона  № 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

При этом статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу пункта 1 указанной статьи  Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А08-7712/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также