Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А08-7583/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 апреля 2014 года                                                    Дело № А08-7583/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Протасова А.И.,

                                                                                           Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "Белогорье": Губин Ю.Н., представитель по доверенности от 11.03.2014, паспорт РФ; Ануприенко А.И., представитель по доверенности от 11.03.2014, паспорт РФ;

от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (Управление госстройнадзора Белгородской области): Демьяненко А.В., представитель по доверенности № 25-117-14 от 08.04.2014, удостоверение;

от Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "Белогорье" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29 января 2014 года по делу № А08-7583/2013 (судья Линченко И. В.) по заявлению Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о привлечении к административной ответственности к ООО "ТЗК "Белогорье" (ИНН 3123287824, ОГРН 1113123014949), третье лицо: Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области обратилось в Арбитражный суд Белгородской области (далее- Департамент, административный орган) с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Топливозаправочная компания «Белогорье»" (далее - ООО "ТЗК" Белогорье», заявитель, Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения,  предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ в виде приостановления деятельности на срок 90 суток.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Управление Ростехнадзора).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2014 по данному делу, ООО "ТЗК" Белогорье» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 500000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЗК" Белогорье»  обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что не вело строительство капитального объекта, для осуществления которого необходимо получение разрешения на строительство. Резервуары, которые находились на земельном участке, предоставленном в аренду, были перемещены с соседнего земельного участка. Также Общество обращает внимание на то обстоятельство, что железнодорожная эстакада, о наличии которой указано в акте проверки и постановлении была ранее приобретена по договору купли-продажи и расположена по иному адресу, а забор из железобетонных плит со стороны существующего склада ГСМ не является новым объектом, а существовал ранее, складские и бытовые помещения являются временными. Общество ссылается на представленное заключение эксперта, в котором сделан вывод о том, что проведенные работы не относятся к строительным. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что склад ГСМ зарегистрирован как опасный производственный объект и, по его мнению, относится к объектам авиационной инфраструктуры.    

Представители ООО "ТЗК" Белогорье»  в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение отменить.

 Департамент против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Указывает, что экспертное заключение, представленное Обществом, не может быть принято в качестве доказательства, поскольку судебная экспертиза не назначалась. Считает, что объект, в отношении которого были проведена проверка относится к сооружениям, на выполнение строительно-монтажных работ должно быть выдано разрешение, строящийся объект не может быть отнесен к объектам авиационной инфраструктуры и подконтролен Департаменту.

Верхне-Донское управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось. Считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.

Представители Верхне-Донского управления Ростехнадзора в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.

На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей не явившегося лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В порядке ст.48 АПК РФ в связи с передачей полномочий в области государственного строительного надзора по Белгородской области (представлены подтверждающие документы) была произведена процессуальная замена Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, лицом , участвующим в деле, следует признать Управление  государственного строительного надзора Белгородской области (далее-Управление).

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения участников процесса, апелляционная инстанция находит, что решение суда области подлежит отмене исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании сообщения Администрации Яковлевского района Белгородской области о факте осуществления строительства ООО «ТЗК «Белогорье» сооружений для хранения горючего топлива без разрешительной документации по адресу: г.Строитель, Яковлевский район Белгородской области, решения о согласовании проведения внеплановой проверки от 08.11.2013 №2-6-13 и распоряжения о проведении внеплановой проверки от 05.11.2013 №15-584-13 Департаментом  была проведена внеплановая    проверка        склада    горюче-смазочных    материалов,    расположенного    по    адресу: Белгородская область, Яковлевский район, г.Строитель, на земельном участке, находящемся в аренде у ООО «ТЗК «Белогорье».

Как отражено в акте проверки  на момент проверки 14.11.2013 на объекте капитального строительства «Склад горюче-смазочных материалов», расположенном по адресу Белгородская область, Яковлевский район, г.Строитель, в районе существующего склада ГСМ, принадлежащего ОАО «Белгородские авиалинии», застройщиком ООО ТЗК «Белогорье» выполнены следующие работы: земельный участок под строительство склада ГСМ огражден со стороны существующего склада ГСМ забором из железобетонных плит, со стороны автодороги от забора существующего склада до железнодорожной насыпи, забором из металлического профиля; на территории склада смонтированы 13 металлических, горизонтальных стальных резервуаров объемом по 60м3 каждый и 1 металлический горизонтальный  стальной  резервуар  объемом  50м3,которые  установлены  на  бетонные  опоры; над резервуарами установлены молниеотводы; выполнена обвязка заземляющего контура каждого резервуара; выполнена технологическая обвязка резервуаров трубопроводом с установкой запорной арматуры; установлено складское помещение из металлического профиля; смонтированы стены и кровля помещения операторской и бытового помещения; вдоль железнодорожных путей смонтирована эстакада из металлопроката для приема ГСМ. Застройщиком ООО «ТЗК «Белогорье» разрешение на строительство объекта не предоставлено, работы осуществлялись в нарушение ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ без разрешения на строительство.

             Выявленные нарушения в ходе проведения проверки отражены в протоколе об административном правонарушении №18-711-13 от 15.11.2013.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТЗК «Белогорье" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

   В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

     Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются отношения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении застройщиком текущих действий по осуществлению строительства (реконструкции), в ведении деятельности по строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство.

Субъектом данного правонарушения могут выступать как граждане, должностные лица (к которым КоАП РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей), так и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется виной.

Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.

Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 г. N 221, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145.

В соответствии с п. п. 10, 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Частью 2 ст. 51 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.

В п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего.

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, застройщик либо иное лицо, осуществляющие соответствующие работы, вправе производить строительство или реконструкцию объектов капитального только при наличии разрешения на строительство, полученного в установленном законом порядке.

К выводу о том, что ООО «ТЗК «Белогорье» является лицом, ответственным за осуществление капитального строительства без соответствующего

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А36-6143/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также