Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А35-8762/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 апреля 2014 года                                                         Дело №  А35- 8762/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена     16.04.2014

  Постановление в полном объеме изготовлено        23.04.2014.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Протасова  А.И.,

Семенюта  Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску:

от Общества с ограниченной ответственностью Автотранспортные Экспресс-Линии»:

Поздняков Е.Н. по доверенности  №07-06/000046 от 09.01.2014,

Кореневская И.Н. по доверенности  б/н от13.11.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение  Арбитражного суда Курской  области  от 18.02.2014 по делу № А35-8762/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортные Экспресс-Линии» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении №000214 от 03.10.2013,

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортные Экспресс-Линии» (далее – ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску (далее – ИФНС России по г.Курску) №000214 от 03.10.2013 о привлечении Общества  к административной  ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, т.е. за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Решением Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по г.Курску обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование требований апелляционной жалобы ее заявитель указывает:

- за период с 28.08.2013 по 10.09.2013 на расчётный счёт Общества перечислены платёжными агентами принятые платежи от физических лиц по продаже пассажирских  билетов и провоз багажа на  рейсы, осуществляемые ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» во исполнение агентских договоров  с ООО «Белгородский автовокзал» и ООО «Маг» от 01.11.2011, с ООО «Орёлавтотранс» №25 от 22.12.2012 на общую сумму 179 115 руб. 05 коп;

- приём платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельность, регулируемой Федеральным законом №103-ФЗ;

- ООО «Белгородский автовокзал», ООО «Маг», ООО «Орёлавтотранс» действуют как платёжные агенты и никаких иных посреднических услуг, с учётом предусмотренной оплаты только вознаграждения за реализованные билеты, не оказывают;

- осуществление расчётов платёжным агентом с поставщиком возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона №103-ФЗ.

В  судебном заседании представитель ИФНС России по г.Курску поддержал требования  апелляционной  жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.

Представитель Общества  требования  апелляционной  жалобы  не признал, считая  обжалуемый  судебный  акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на  неё, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортные Экспресс - Линии», место нахождения – 305040, Курская область, город Курск, улица 50 лет Октября, 114, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1084632009340, ИНН 4632098100.

И.о. заместителя начальника ИФНС России по г.Курску Т.В. Крюковой было выдано поручение №510 от 13.09.2013 на имя заместителя начальника отдела ИФНС России по г.Курску Шафоростовой С.В., которым поручено провести проверку соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, по использованию специальных банковских счетов, на объектах расположенных: город Курск, ул. 50 лет Октября, 114, ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии».

В ходе проверки, по мнению налогового органа, установлено, что ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» допущено нарушение Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», выразившееся в неиспользовании поставщиком специального счета для осуществления соответствующих расчетов в соответствии с указанным федеральным законом за период с 28.08.2013 по 10.09.2013 на сумму 179115 руб. 05 коп.; данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства отражены в акте проверки №000073 от 13.09.2013, составленном заместителем начальника отдела ИФНС России по г.Курску Шафоростовой С.В.

19.09.2013 заместителем начальника отдела ИФНС России по г.Курску Шафоростовой С.В. был составлен протокол об административном правонарушении №25278, в соответствии с которым ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» вменялось совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Извещением от 27.09.2013 ИФНС России по г.Курску уведомило ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» о том, что рассмотрение материалов административного дела в отношении Общества было назначено на 03.10.2013.

03.10.2013 начальником ИФНС России по г.Курску Градинар О.В. было вынесено постановление №000214 о признании ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, и о назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» не согласилось с постановлением ИФНС России по г.Курску №000214 по делу об административном правонарушении от 03.10.2013 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о его отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» состава правонарушения по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.5 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах и районах вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1, а их должностные лица - составлять протоколы в порядке части 1 статьи 28.3 КоАП РФ.

Исходя из положений части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354 "Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении от 19.09.2013 составлен и оспариваемое постановление №000214 от 03.10.2013 вынесено уполномоченными должностными лицами инспекции.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ  положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

В силу пункта 15 статьи 4 названного Закона платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для привлечения ООО «Автотранспортные Экспресс-Линии» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, послужил факт не использования им специального счета для зачисления полученных от ООО «Белгородский автовокзал», ООО «Маг», ООО «Орёлавтотранс» денежных средств на общую сумму 179 115 руб. 05 коп.

Вывод о совершении Обществом вменяемого правонарушения был сделан налоговым органом на основании агентских договоров с ООО «Белгородский автовокзал» и ООО «Маг» от 01.11.2011, с ООО «Орёлавтотранс» от 22.12.2012, выписки о движении денежных средств  по расчетному   счету Общества №40702810500300001615,   а также  на  основании  посадочных ведомостей, актов сверки  взаимных расчётов   за  период с 01.01.2013 – 06.08.2013, отчётов  о выполнении агентских договоров.

Однако представленные налоговым органом документы не отвечают признакам относимости и достаточности доказательств по делу.

Согласно ч.2 ст. 1 Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Кроме того из положений Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги – приему платежей.

Из представленных административным органом доказательств усматривается, что Общество проводит расчеты, осуществляемые между юридическими лицами.

Деятельность по приёму платежей не является услугой, оказываемой Обществом.

С учётом совокупного анализа приведённых норм и результатов исследования собранных по делу доказательств

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А14-7700/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также