Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А08-6852/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 апреля 2014 года Дело № А08-6852/2013 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014. Постановление в полном объеме изготовлено 16.04.2014. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи судей Донцова П.В. Семенюта Е.А. Протасова А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В., при участии: от Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области : от ООО «Спецмаш»: Таскаев И.С. по доверенности № 12-03/1710 от 31.12.2013 представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2014 по делу №А08-6852/2013 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению ООО «Спецмаш» (ИНН 3123189270, ОГРН 1083123019870) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области (ИНН 3123288225, ОГРН 1113123015345) о признании незаконным и отмене постановления № 5/115 от 14.10.2013, УСТАНОВИЛ: ООО «Спецмаш» (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 5/115 от 14.10.2013 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2014 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с указанным решением, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи со следующим: - в приказе начальника Департамента от 02.09.2013, в акте проверки от 14.10.2013 №5/113 и Уставе ООО «Спецмаш» указан конкретный юридический адрес: г.Белгород, ул. К.Заслонова, д.189; - данные о месте нахождения юридического лица отражены в едином государственном реестре юридических лиц, подтверждаются предоставленными Обществом в ходе проверки реквизитами, где указан юридический адрес: г.Белгород, ул. К.Заслонова, д.189 и адрес фактического осуществления деятельности: г.Белгород, ул.Ворошилова, д.2А; - в материалах проверки имеются копия договора аренды нежилых помещений №7 от 01.01.2013 между ИП Ткаченко Н.Б. (арендодатель) и ООО «Спецмаш» (арендатор), согласно которому Обществу предоставлены во временное пользование помещения, расположенные в здании по адресу: г.Белгород, ул.Ворошилова, д.2А; - в акте проверки от 14.10.2013 в графе «дата и время проведения проверки», которая заполняется в случае проведения проверок филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений юридического лица или при осуществлении деятельности индивидуальным предпринимателем по нескольким адресам, отражено. что проверка проводилась по 4 объектам, и указаны дата и время проведения, адреса в данной графе не указываются; - суд первой инстанции не дал оценку объяснениям менеджера ООО «Спецмаш» Хованской Г.И. и директора ООО «Спецмаш» Масловского Р.А., в которых должностные лица признают вину в несоблюдении действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеизложенным основаниям. Представитель Общества в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, в письменных возражениях просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения. В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества. Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва (возражений) на неё, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее: Согласно Приказу Департамента о проведении плановой документарной и выездной проверки № 382 от 02.09.2013, с 01.10.2013 по 14.10.2013 была проведена проверка с целью соблюдения хозяйствующим субъектом (ООО «Спецмаш») требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Проверка проводилась в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По результатам проверки составлен Акт № 5/113 от 14.10.2013, который вручен директору ООО «Спецмаш» Масловскому Р.А. 11.10.2013 в отношении ООО «Спецмаш» составлен протокол об административном правонарушении № 5/115 по ст. 8.1 КоАП РФ. Постановлением от 14.10.2013 г. № 5/115 ООО «Спецмаш» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 20 000 руб. Не согласившись с названным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд. Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу о недоказанности Департаментом состава вменённого Обществу правонарушения. Арбитражный суд области указал, что в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела не имеется данных о том, при осуществлении каких именно действий (бездействия), предусмотренных диспозицией ст.8.1 КоАП РФ, и на каких объектах ООО «Спецмаш» допущено несоблюдение экологических требований. Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим: В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Полномочия заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по г.Белгороду и Белгородскому району Ерохина Д.А. по вынесению оспариваемого постановления №5/115 от 14.10.2013 проверены судами первой и апелляционной инстанций. Превышения полномочий, предоставленных должностному лицу ч. 1 ст.23.29 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)", не установлено. Согласно протоколу об административном правонарушении №5/115 от 11.10.2013, в вину Общества вменено нарушение ст.18, ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил разработки и утверждения нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.200 №461. По мнению административного органа, допущенное нарушение выразилось в отсутствии у Общества на момент проверки документов о ведении учёта в установленном порядке образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (л.д.18 об.). Апелляционный суд, оценивая имеющиеся в деле доказательства, учитывает следующее. Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Приведенная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 №4973/12. Согласно ст.11 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду. Из материалов дела следует, что допущенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку вменяемые деяния напрямую связаны с накоплением отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности. С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что вменяемые Обществу деяния квалифицированы административным органом неверно. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела не имеется данных о том, при осуществлении каких именно действий (бездействия), предусмотренных диспозицией ст.8.1 КоАП РФ (территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства) ООО «Спецмаш» допущено несоблюдение экологических требований. Согласно правовой позиции, отраженной в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене. В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеуказанных норм права, правильно примененных к спорному правоотношению судом первой инстанции, последний пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и признал незаконным и отменил постановление Департамента №5/115 от 14.10.2013 о назначении ООО «Спецмаш» административного наказания. Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Общества договоров на вывоз и утилизацию или захоронение отходов производства и потребления со специализированной организацией не свидетельствует о негативном воздействии Общества на окружающую среду и не подтверждает нарушение Обществом ст. 8.1 КоАП РФ. Апелляционная коллегия отклоняет и иные доводы заявителя апелляционной жалобы. По сути, они выражают лишь несогласие с принятым решением, выводы суда первой инстанции не опровергают, фактически Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А48-3818/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|