Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А35-8138/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

05 марта 2014 года                                                           Дело № А35-8138/2013

город Воронеж                                                                                               

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                      Владимировой Г.В.,

судей                                                                                 Андреещевой Н.Л.,

                                                                                           Маховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Землянухиной В.В.,

при участии:

от Администрации Курской области: Жиров Е.В., представитель по доверенности №01-16/27 от 19.11.2013,

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от муниципального унитарного предприятия «Транспортные Линии» муниципального образования «Город Железногорск» Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2013 по делу № А35-8138/2013 (судья Петрухина А.Н.) по иску муниципального унитарного предприятия «Транспортные Линии» муниципального образования «Город Железногорск» Курской области (ОГРН 1064633000475, ИНН 4633017626) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (ОГРН 1024600953398, ИНН 4629015471), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Администрация Курской области, о взыскании убытков в сумме 61 877 531 руб. 12 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Транспортные Линии» муниципального образования «Город Железногорск» Курской области (далее – МУП «Транспортные Линии», истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (далее – РФ в лице УФК по Курской области, ответчик), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ в лице Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в сумме 61 877 531 руб. 12 коп., причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта в 2012 году в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 18-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 и др.

Определением суда от 02.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области и Администрация Курской области (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Курской области от 24.12.2013 исковые требования МУП «Транспортные Линии» удовлетворены  в части взыскания с РФ в лице Минфин России за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 61 877 531 руб. 12 коп. В удовлетворении исковых требований МУП «Транспортные Линии» к РФ в лице УФК по Курской области - отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, РФ в лице Минфин России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Представитель Администрации Курской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.

Выслушав пояснения представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы РФ в лице Минфин России и отмены решения арбитражного суда области не имеется в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 17.02.2005 Администрацией Курской области принято постановление № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» (л.д. 75-76 т. 1).

Пунктом 1 указанного постановления установлено, что на территории Курской области социальным проездным документом является единый социальный месячный проездной билет, дающий право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме транспортных средств категории М2 (типа «Газель») для льготных категорий граждан, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (включенные в федеральный регистр) соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О ветеранах» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Стоимость единого социального билета с 01.04.2008 по 01.04.2010 установлена в размере 150 руб., с 01.04.2010 – 200 руб.

19.03.2008 Администрацией Курской области принято постановление № 73 (л.д. 77-78), которым утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан. Данным постановлением определены условия и особенности распределения средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, средств областного бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Курской области.

Истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки пассажиров на платной основе в Курской области.

В период с 2009 по 2010 г.г. между истцом и Комитетом транспорта и связи Курской области заключены договоры и дополнительные соглашения к ним, предметом которых являлось установление в 2010 году взаимных обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Курской области в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области».

При осуществлении пассажирских перевозок истец предоставлял льготы, установленные Федеральными Законами Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 и приравненных к ним.

Согласно представленным истцом справкам Администрации Железногорского района Курской области от 17.09.2013 доля МУП «Транспортные Линии» в транспортной работе по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта по перевозке льготной категории граждан, пользующихся правом проезда по единому социальному проездному билету по Железногорскому району и городу Железногорску, в 2010 году составила 100% (л.д. 81-82 т. 1).

Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области обязался возмещать МУП «Транспортные Линии» расходы в связи с предоставлением права проезда отдельным категориям граждан по единому социальному месячному проездному билету (далее – ЕСПБ) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Администрации Курской области № 12-па от 27.01.2010.

По сведениям Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области в 2010 году было реализовано федеральным и региональным льготникам 546 855 единых социальных проездных билетов, из них федеральным льготникам реализовано 115 204 единых социальных проездных билетов.

Согласно справке Комитета промышленности, транспорта и связи сумма доходов истца в 2010 году от реализации единых социальных проездных билетов составила 6 961 891 руб. 60 коп. (л.д. 80 т.1)

При расчете убытков от оказания услуг городских пассажирских перевозок федеральным льготникам истец применил следующие показатели: количество граждан льготной категории, отнесенных к федеральному регистру, доля транспортной организации в перевозке, стоимость обычного проездного билета, стоимость единого социального проездного билета, сумма финансирования из бюджета. Согласно расчету истца, убытки от оказания услуг пассажирских перевозок федеральным льготникам по городу Железногорску составили 26 775 480 руб.

Размер убытков при перевозке федеральных льготников по пригородным маршрутам истец определил расчетным путем, используя данные о количестве месячных единых социальных проездных билетов, реализованных федеральным и региональным льготникам, тариф, средней дальности поездки, количестве поездок льготников в месяц, транспортной доле истца в общем объеме перевозок. Согласно расчету истца эти расходы составили 42 063 942 руб. 72 коп.

Общая сумма расходов составила 68 839 422 руб. 72 коп., компенсировано истцу из стоимости единых социальных проездных билетов 6 961 891 руб. 60 коп. Размер неполученного истцом дохода в связи с оказанием услуг федеральным льготникам составил 61 877 531 руб. 12 коп.

Ссылаясь на неполное возмещение из федерального бюджета понесенных расходов на предоставление льгот, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных к Российской Федерации в лице Минфин России исковых требований и наличии в связи с этим оснований для их удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице УФК по Курской области отказано.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При этом судебная коллегия  исходит из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А14-10048/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также